Добрыдина Ольга Викторовна, воспитатель, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Выбор данной темы занятия обусловлен несколькими факторами. Взрослея, ребёнок всё чаще оказывается один на один с окружающей обстановкой. И хотя окружающая среда, как правило, однообразна, но могут возникнуть непредвиденные ситуации. В этом случае ребенку необходимо правильно и безопасно на нее среагировать.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации в любом месте, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь всё, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни и на практике.
Направление духовно-нравственного развития и воспитания: Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровому и безопасному образу жизни.
Наименование мероприятия: "Владение безопасным поведением в окружающей среде", беседа - рассуждение.
Возраст воспитанников: 10-11 лет
Оборудование: иллюстрации по технике безопасности, слово "Безопасность" - ребус, презентация для сопровождения беседы, пословицы о безопасности, смайлики " положительное" и "отрицательное" отношение.
Цель мероприятия: подвести детей к пониманию того, что безопасность, прежде всего, зависит от их поступков.
Задачи:
- формировать ценностное отношение к своему здоровью;
- научить предупреждать возможные опасные ситуации;
- уметь применять свои знания на практике.
Учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную и групповую работу с классом, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала. Подбор материала и оформление презентаций создаёт благоприятный фон для активизации познавательной деятельности.
В течении всего занятия ребята анализируют, высказывают свое мнение, делают соответствующие выводы. Работа проходит в сотрудничестве учителя и учащихся. Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности учащихся на занятии.
Этап мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Планируемые результаты |
1. Знакомство с ценностью |
Учитель подводит учащихся к определению темы урока:Зашифрованное слово ребусом «Безопасность». 1- Вопрос: Что вы можете сказать, посмотрев на эти иллюстрации? О чём мы сегодня с вами будем говорить? (1 слайд)
2 - Разгадав зашифровано слово, вы узнаете тему нашего урока.
3 - Сообщение темы урока: «Владение безопасным поведением в окружающей среде» (2 слайд – тема занятия). - Сегодня мы с вами будем говорить о безопасности.
|
1 –Разгадав ребус дети дают ответы на вопрос.
2 - разгадывают слово, составляют его правильно, получают слово «Безопасность». 3 - Дети слушают, готовятся к совместной деятельности. |
Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения Познавательные:умение анализировать объекты формулировать проблему, подводить под понятие Регулятивные: умение ставить задачу на основе того, что известно и что подлежит усвоению Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
2. Осознание и проговаривание ценности на своём языке |
Организация беседы с обучающимися: 1 – Ребята, вы часто слышите слово «безопасность». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? - Правильно! Это когда ничего не вредит твоему здоровью.(слайд 3- картинки об опасностях угрожающие человеку в быту, на улице и т.д.)
2- Почему, как вы думаете, с некоторыми людьми часто происходят неприятности, а у других жизнь проходит более спокойно?
3 – Действительно, чтобы с тобой не происходили печальные события, необходимо контролировать себя и свои поступки. Все правила безопасности сводятся к одному короткому слову НЕ (слайд 4, правила личной безопасности с НЕ:)и вы их часто слышите от взрослых: - НЕ задерживайся на улице по дороге из школы - НЕ играй на улице, когда темно - НЕ ходи никуда с незнакомым человеком - НЕ играй спичками - НЕ перебегай дорогу
4 – Почему вы часто слышите эти фразы от взрослых? Правильно – взрослые хотят уберечь вас от опасности, от совершаемых ошибок. К сожалению, бывает так, что«Ошибка одной минуты - составляет горе в целой жизни» (слайд 5, с высказыванием)
5 – Почему трудно бывает соблюдать эти правила? Приведите пример. - Всё правильно: доверяете, верите что, ничего плохого не случится; не можете отказаться, потому что это вкусно, интересно, у вас этого нет; не знаете правила самозащиты от плохих людей; знаете правила безопасности, но не соблюдаете их.
6. И рядом в этот момент нет тех взрослых, которые уберегают вас от ошибок. - Что делать вам? Вспомнить все правила безопасного поведения, и действуйте.(слайд 6 правила)
|
Рассуждения детей 1 – ответы детей, дети высказывают своё мнение, дополняют ответы товарищей. Рассматривают картинки.
2 – ответы детей, дети высказывают своё мнение, дополняют ответы товарищей 3 – Дети слушают, рассматривают иллюстрации
4 – Дети дают ответы, высказывают своё мнение
5 – Дети дают свои ответы, объясняют, приводят примеры из жизни.
6. Дети дают свои ответы, объясняют, приводят примеры из жизни. |
Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения Познавательные: умение анализировать объекты; умение устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепочку рассуждений Регулятивные:умение оценивать свои поступки; умение контролировать своё поведение Коммуникативные: умение достаточно полно и логично выражать свои мысли; дополнять ответы одноклассников; владеть диалоговой речью |
3. Проживание ценностных ситуаций и упражнение в ценностном поведении |
Организация деятельности детей – практическое применение знаний на практике: Правила безопасного поведения нужно знать и соблюдать! Проверим, как вы к этому готовы:
1 –Игра «Закончи стихотворение» Каждый грамотный ребёнок Должен твёрдо знать с пелёнок: Если вас зовут купаться, В телевизоре сниматься, Обещают дать конфет, Отвечайте твёрдо: …. (НЕТ!) Вам предложат обезьянку, Или даже денег банку, Или даже в цирк билет – Отвечайте твёрдо: ….. (НЕТ!) Позовут лететь к Луне, Покататься на слоне… Есть на всё простой ответ, Ты ответить должен: … (НЕТ!)
2 –Работа с пословицами. Работа малыми группами. (Разделиться на четыре группы - по 3 человека) Составить пословицу, после обсуждения объяснить, как вы её понимаете. -Координирование работы групп Пословицы: «Беда идёт навстречу тому, кто её ищет» «Не всякая находка - клад» «Не всякий встречный – друг сердечный» «Не всякому верь – запирай крепче дверь»
3. Работа с иллюстрацией. Работа в группах. - Рассмотрите иллюстрацию и найдите, какие опасности и кому могут угрожать, как их избежать. Отметь объект опасности красным цветом. - координирование работы групп.
4. Объясни. Работа с иллюстрацией. - Скажите, какая опасность угрожает человеку, почему? Координирование ответов детей. |
1 – дети хором дают ответ
2 – дети делятся на группы. Берут конверт с половицами;составляют пословицу; обсудив в группе, объясняют, как они её понимают.
3.- Дети работают группами. Рассматривают иллюстрацию, находят кому из людей угрожает опасность или с кем может произойти неприятность. Отмечают объект опасности. Объясняют - почему и как этого избежать. 4 – дети называют опасность и объясняют, почему они так думают |
Личностные: умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения Познавательные: умение искать и выделять необходимую информацию; умение строить речевое высказывание; умение анализировать объект; устанавливать причинно-следственную связь; умение строить доказательства; цепочку рассуждений Регулятивные: умение соотносить действия и его результат, устанавливая причинно-следственную связьКоммуникативные:умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; умение взаимодействовать; умение выражать свои мысли достаточно полно и логично |
4. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. 1- Сейчас очень трудное время, и часто мы попадаем в неприятные ситуации, из которых непросто найти выход. Как обезопасить себя, научиться не попадать в неприятные ситуации, или выходить с меньшими потерями из неприятностей – мы с вами будем ещё ни раз говорить
2- А теперь я хотела бы знать – вам понравилось это занятие и вам нужны такие занятия ещё. Своё отношение вы можете выразить через смайлик.
|
1 – Дети слушают, готовят свои ответы
2 –Дети выражают своё отношение через смайлик и прикрепляют его на доску. |
Личностные: умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивами Познавательные: умение использовать знаково-символические средства представления информации Регулятивные: умение осознать, что освоено и что подлежит усвоению в дальнейшем Коммуникативные: умение выражать своё отношение через знаково-символические средства |