Алифер Наталья Анатольевна, заместитель директора по ВР, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Внеурочная деятельность в специальной (коррекционной) образовательной организации осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся во время уроков, направлена на достижение результатов основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР) не только приобретают знания, но и учатся действовать, принимать решения, приобретать практический опыт. Это и есть универсальные учебные действия, формирование которых – важнейшая задача в процессе как учебной, так и внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям раздела "Внеурочная деятельность" является неотъемлемой частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и очень важной составляющей образовательного процесса. Наша образовательная организация предоставляет возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Организация внеурочной деятельности позволяет решить ряд очень важных задач, таких как:
- Создание условий для развития каждого ребенка с ТНР, ЗПР в выбранной им сфере внеурочной деятельности.
- Обеспечение благоприятной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе.
- Выявление интересов, способностей, возможностей каждого ребенка в различных видах деятельности.
- Улучшение качества и эффективности коррекционно-развивающей работы
- Развитие у обучающихся опыта общения, взаимодействия, сотрудничества с участниками образовательного процесса.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- общеинтеллектуальное;
- духовно-нравственное;
- социальное.
Проектная деятельность обучающихся с ТНР, ЗПР включена во все направления внеурочной деятельности, так как позволяет интегрировать предметное содержание, способствует формированию целостной картины мира, позволяет получить "видимый продукт" деятельности, способствует развитию умения работать самостоятельно и в команде.
Образовательным учреждением самостоятельно определены формы организации внеурочной деятельности по каждому из направлений: экскурсии, кружки, спортивные секции, беседы, выставки, круглые столы, соревнования, проекты, общественно-полезные практики, социально-значимые акции и т.п.
При планировании внеурочной нагрузки в течение учебного года предусматривается равномерное распределение по видам и объемам и определяет общий объем нагрузки для обучающихся 1–4 классов, который составляет 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность регулируется расписанием.
План внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности |
Формы реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Спортивно-оздоровительное |
соревнования, турниры, эстафеты, спартакиады, оздоровительные акции, походы |
3 |
2 |
3 |
3 |
Общекультурное |
проекты, конкурсы, концерты, выставки, акции, игры, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров |
1 |
1 |
1 |
1 |
Общеинтеллектуальное |
исследовательские проекты, викторины, игры, беседы, экскурсии |
1 |
2 |
2 |
2 |
Духовно-нравственное |
экскурсии, посещение музеев, выставок, спектаклей, фестивали творчества, литературные чтения, проектная деятельность |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социальное |
акции, профилактические мероприятия, беседы, выставки, экскурсии, проекты, мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ |
3 |
3 |
2 |
2 |
Итого: |
10 |
10 |
10 |
10 |
В качестве организационного механизма выступает план внеурочной деятельности образовательного учреждения, в котором все реализуемые программы распределены в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, заданными федеральным государственным образовательным стандартом и объемом недельной нагрузки.
Для организации внеурочной деятельности использованы различные ресурсы:
- внутришкольная система дополнительного образования;
- дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования Новоуральского городского округа;
- образовательные программы учреждений культуры, спорта Новоуральского городского округа;
- организация работы групп продленного дня;
- классное руководство;
- деятельность специалистов образовательной организации.
Правильно организованная внутришкольная система дополнительного образования позволяет организовать внеурочную деятельность обучающихся по дополнительным образовательным программам различных направленностей: "Обучение с увлечением", "Информатика для начинающих", "Информационная культура", "Азбука рукоделия", "Занимательный английский", "Мы все можем!".
Реализация плана внеурочной деятельности в большей степени осуществляется во время организации групп продленного дня. Именно модель "школы полного дня" позволяет более качественно и эффективно организовать внеурочную деятельность, направленную на развитие личности обучающихся с ТНР, ЗПР.
Немаловажным механизмом организации внеурочной деятельности является взаимодействие с социальными партнерами, которое основано на:
- реализации дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования: МАУ ДО "Центр внешкольной работы", МБОУ ДОД "Станция юных техников", МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр";
- реализации образовательных программ учреждений культуры, спорта Новоуральского городского округа: МБУК "Новоуральский театр кукол", МБУК "Публичная библиотека", МБУК "Новоуральский историко-краеведческий музей", МБОУК "Детская школа искусств", МБУК "Театр музыки, драмы и комедии".
Дополнительные образовательные программы, реализуемые педагогами и специалистами данных учреждений на основе Договора о совместной деятельности, разработаны с учетом особенностей развития, интересов, возможностей обучающихся с ТНР, ЗПР и включены в план внеурочной деятельности.
Достигнутые в ходе урочной деятельности предметные результаты помогают в формировании и развитии метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности. Становятся очевидными преимущества организации внеурочной деятельности в закреплении и практическом использовании содержания учебных предметов и курсов.
В нашей образовательной организации создана интегративная модель внеурочной деятельности, включающая в себя модель дополнительного образования (школьная и муниципальная системы дополнительного образования) и модель "школы полного дня" (Приложение1).
Созданная модель внеурочной деятельности способствует успешной адаптации обучающихся в школе, выявлению и развитию интересов каждого ребенка с ТНР, ЗПР, получению ими положительного социального опыта, достижению личностных и метапредметных результатов освоенияадаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Приложение 1.