Организация ученических инициатив как способ развития личности и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тюрина Валерия Сергеевна, педагог-психолог, МБОУ ОШ №2, Тюмень, Тюменская область

В современном обществе одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения становится содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. 

И в школе одна из ключевых форм организации жизни учеников - это ученическое самоуправление, которое способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения важных общественных целей.

Ученическое самоуправление играет важную роль в формировании и развитии ученических инициатив. Оно позволяет ученикам принимать активное участие в управлении школьной жизнью, развивать лидерские качества и навыки сотрудничества. Благодаря ученическому самоуправлению школьники учатся самостоятельно ставить цели, разрабатывать проекты и стратегии, а также контролировать их выполнение.

Но для обучающихся, имеющих определенные трудности в общении с окружающими людьми, особенности здоровья или восприятия, такая форма организации детей, как ученическое самоуправление, носит особый характер.

Цель и задачи Союза

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ученическое самоуправление может вызывать трудности, которые связаны с преодолением социальных, организационных и психологических барьеров.

В нашей школе, мы разработали проект, под названием: "Союз ученических инициатив", который направлен на создание благоприятных условий для развития самостоятельности и инициативности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках школьного самоуправления.

В проекте самоуправление принимает форму совместного управления (СО-управление), где педагог выступает в роли навигатора, направляющего деятельность детей в нужное русло.

В проекте задействованы ребята 6-9 классов.

Модули Союза:

В рамках проекта "Союз ученических инициатив", работает 4 модуля:

  1. Модуль "Игротека", которая использует игровые методы для развития познавательных процессов и коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Модуль "Социально-значимая деятельность" направлен на вовлечение детей в общественно полезную работу, развитие навыков сотрудничества и взаимодействия (дежурства, работа в библиотеке и помощь ребятам в младших классах).
  3. Модуль "Танцевальный батл" использует танцевальные движения для развития координации, моторики и эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Модуль "Синема клуб" предлагает просмотр и обсуждение короткометражных мультфильмов, направленных на формирование нравственных ценностей и развитие эмпатии у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Синема-клуб:

В проекте Союз ученических инициатив, я веду модуль синема клуба и сегодня хотела бы более подробно остановится именно на этом модуле.

Фундаментом для создания модуля синема клуб, послужило такое направление в современном образовании, как кинопедагогика, которое использует кино и мультфильмы для развития и обучения детей и подростков.

Кинопедагогика и синема-клуб

Встречи в Синема клуб происходят два раза в неделю, на большой перемене и реализуется в 4 этапа:

1 этап - подготовительный, на данном этапе, детям сообщается:

  • информация о короткометражном мультфильме;
  • вступительное слово, мотивирующие участников к просмотру короткометражного мультфильма (обозначение темы встречи);
  • оглашение аспектов короткометражного мультфильма, на которые следует обратить внимание.

основной этап: просмотр мультфильма, обсуждение и анализ содержания, выражение мнений и эмоций (разбор ситуации).

рефлексивный этап: подведение итогов обсуждения, обмен впечатлениями и обратная связь от участников (рекомендации которые дети могут дать главным героям мультфильма, внутренняя проработка обсуждаемого вопроса, бессознательное принятие рекомендаций).

заключительный этап: Данный этап является самым продолжительным. Так как именно он погружает детей в творческую деятельность и осуществляет закрепление озвученной ранее темы, происходит определение дальнейших шагов и планирование новых продуктов деятельности, а именно готовых видеороликов.

просмотр ролика: демонстрация ролика.

Сейчас я хочу продемонстрировать один из готовых роликов наших ребят, который является закреплением темы ЗОЖ, после просмотра мультфильма смешариков: "Запретный плод"/ Это сладкое слово "мёд"/"Путь в приличное общество"/"Игра".

Таким образом Проект "Союз ученических инициатив" успешно реализует формирование системы ученического соуправления детей с ОВЗ.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Союз ученических инициатив.pdf)Союз ученических инициатив.pdf2471 Кб