Порсина Порсина Валерия Валерьевна, музыкальный руководитель, Шицелова Шицелова Маргарита Гариевна, учитель-логопед , МАДОУ Детский сад №8, Сухой Лог
Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в деятельность специалистов детского сада, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи.
Специфика речевых нарушений у детей обусловливает необходимость поиска более эффективных путей формирования коммуникативных навыков в группе компенсирующей направленности. В связи с этим, инновационные подходы в логопедической практике получили широкое распространение и в нашем ДОУ.
С целью выявления потребностей в услугах образовательной организации нами было проведено анкетирование родителей (законных представителей).
В ходе анализа анкет было выявлено, что принять участие в организации педагогического процесса могут только 30,7%, остальные 69,3% хотят получать информацию об успехах ребенка.
Одним из приоритетных направлений в воспитании детей родители считают развитие духовно-нравственных и коммуникативных качеств в ребенке (72,6%), что соответствует ФГОС ДО.
В процессе педагогической деятельности нами были выявлены противоречия:
- между заинтересованностью родителей в развитии детей и их отстраненностью от образовательного процесса;
- между необходимостью развития у детей духовно-нравственных качеств и низким уровнем их речевого развития.
Таким образом, была выявлена проблема: формирование коммуникативных навыков у детей невозможно без активного участия родителей и взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-образовательной деятельности.
Нами были намечены пути решения:
- Выбор оптимальных средств коррекции речи
- Создание условий для перехода родителей от пассивных наблюдателей к активному участию и сотрудничеству с ДОУ.
Особая роль в решении этой проблемы принадлежит логоритмическим занятиям.
Логоритмика, как музыкально-речевая технология, является известной и часто практикуемой в ДОУ. В ходе анализа имеющихся методик нами было выявлено, что изучение лексических тем ориентировано на современный окружающий мир, что лишает детей, на наш взгляд, приобретения социо-культурного опыта, необходимого для полноценного становления речи.
Дети хорошо знают, что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать элементарные предметы (сковорода, терка, костюм и т.д.), не понимают лексического значения слов.
В процессе работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, мы пришли к выводу, что источником развития должна стать окружающая среда, способная вызывать яркий эмоциональный отклик у детей. Так нами была предпринята попытка использования в своей деятельности элементов музейной педагогики.
Кроме того, важным условием удовлетворения социального запроса родителей, а также государства, является объединение усилий всех участников образовательного пространства (родители, дети, педагоги), что и предписывает ФГОС ДО.
В связи с этим мы решили использовать в своей деятельности сочетание элементов музейной педагогики и логоритмических упражнений.
Для обеспечения реализации проекта в музыкальном зале была создана музейная зона "Крестьянская изба", которая и стала новой базой работы с нашими воспитанниками.
Цель проекта – формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи через создание оптимальных условий для коррекции речевого нарушения и успешной социализации в социум.
Задачи:
- развивать речевые, двигательные навыки, музыкально-ритмическое способности и эмоциональную отзывчивость дошкольников посредством фольклора;
- совершенствовать речевую деятельность дошкольников через воссоздание разнообразных коммуникативных ситуаций;
- активизировать творческую деятельность дошкольников через знакомство и общение с народной культурой.
Занятия спланированы в соответствии с лексическими темами по ознакомлению с окружающим миром и ориентированы на старинный быт. Например: тема занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сад - огород", а тема логоритмического занятия – "Бабушкино лукошко", "Одежда" - "Русский кафтан", "Посуда" - "Чугунок каши".
Для полноценного восприятия детьми времени наших предков родителями были изготовлены национальные костюмы. Совместно с детьми создан мини-музей на елке: "Рождественское печенье", "Чудо-лампочка", "Рождественские ангелочки", проведены итоговые музыкально-речевые досуги: "Ярмарка знаний", "Лесные колядовщики", "Капустница". В музее "Крестьянская изба" выставляются временные экспозиции, приуроченные к праздникам народного календаря: "Жаворонки весну принесите" - "Прилет птиц", "Берегиня" - "День Земли".
На наших занятиях большое место отводилось работе по стимулированию детей к фантазированию, проявлению инициативы. При выполнении упражнений "Расскажи стихи руками" дети самостоятельно придумывали соответствующие движения к тексту. В содержание занятий включались театрализованные мини-сказки с использованием предметов быта в качестве заместителей героев. Например, в сказке "Колобок" предметом-заместителем для исполнения роли деда служил ухват, для бабы - веник в платке, для колобка - сито.
Практическая сторона занятий не ограничилась стенами детского сада. Накануне Рождества Христова нами была организована поездка на праздник к соседям в село Кадниково. Рождественские гулянья позволили "погрузиться " в традиции наших предков - хороводы, игры-забавы, колядки, катание в санях с лошадью и на собачьих упряжках. Пробудив у детей интерес к окружающей действительности, удалось "разговорить" наших молчунов.
Выступление наших воспитанников с театрализованным представлением " На полатях" на фестивале " Шаг навстречу" для детей с особыми образовательными потребностями в УрГПУ, одновременно стало завершающим блока занятий по ознакомлению с традициями русского народа.
Таким образом, можно выделить основные средства реализации проекта: элементы музейной технологии - создание экспозиции "Крестьянская изба"; взаимодействие с предметами экспозиции; создание тематических мини-музеев; логоритмические упражнения; экскурсии, праздники; участие в конкурсах, фестивалях; участие родителей в образовательно-коррекционном процессе; совместная (учитель-логопед и музыкальный руководитель) разработка содержания занятий.
Мы полагаем, что использование элементов музейной технологии и логоритмических упражнений имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии наших воспитанников, а также успешной интеграции в социум.