Инструменты оценки качества психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Мониторинг и самодиагностика

Жулякова Татьяна Ильинична, Киселёва Ирина Евгеньевна, Ожегова Наталья Валентиновна, учителя начальных классов, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил

Целью медико-психолого-педагогического сопровождения школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.

Медико-социально-психологическое сопровождение в нашем учреждении осуществляем в классах для детей с задержкой психического развития. Это динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических и медицинских условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента),

К основным направлениям деятельности педагогов ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа" относятся:

  • диагностическая деятельность;
  • консультативная деятельность;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • организационно-методическая деятельность;
  • просветительская работа;
  • психопрофилактика.

Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, "могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития" (Основные положения Концепции федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

  • в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
  • в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
  • в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
  • в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Для реализации образовательных потребностей в работе нами используются адаптированные диагностики и методики.

Психолого-педагогический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

Показатели

Класс

Методика

Личностные

Мотивация, внутренняя позиция

1

 

«Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Нравственно-этическая позиция

Задание на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже

Мотивация

2

«Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой)

Нравственно-этическая позиция

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже

Внутренняя позиция

3

«Какой Я?»  (модификация методики О.С.Богдановой)

Нравственно-этическая позиция

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Внутренняя позиция

4

Методика самооценки «Лесенка» (составитель В.Г.Щур)

Нравственно-этическая позиция

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Мотивация

«Анкета для оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г.Лускановой)

Метапредметные УУД

- регулятивные УУД

1

Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой)

2

«Проба на внимание (буквы)» (П.Я.Гальперин)

3

«Проба на внимание (текст)» (П.Я.Гальперин)

4

«Анкетирование учащихся» (сост. Н.Ю.Яшина)

- познавательные УУД

1

Методика «Кодирование» (11-й субтестД.Векслера в версии А.Ю.Панасюка)

2

Методика «Выделение существенных признаков»

3

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

4

Исследование способности к умозаключению

Методика «Простые аналогии»

- коммуникативные УУД

1

Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

2

Методика «Дорога к дому»

3

Методика «Кто прав?»

4

Методика «Ваза с яблоками»

(модифицированная проба Ж.Пиаже)

Предметные

Оценка достижения обучающимися планируемых результатов

1

2

3

4

Математика, русский язык, чтение, окружающий мир

(карта оценки)

Математика, русский язык, чтение, окружающий мир

(карта оценки)

Стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание

Итоговые комплексные работы

  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин