Рожнова Людмила Владимировна, воспитатель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа-интернат № 9", Екатеринбург
Особое место в современной педагогике занимает воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых наблюдается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений, малая интеллектуальная целенаправленность, незрелость мышления, преобладание игровых интересов и быстрая утомляемость. В связи с этим актуальным становится вопрос о выборе эффективной методики воспитания, направленной на установление эффективного взаимодействия воспитателя с ребенком, разработанной с учетом психофизиологических особенностей учащихся данной категории и традиционных методологических подходов. В данной статье рассматриваются основы взаимодействия воспитателя с ребенком с ограниченными возможностями здоровья с позиции личностно-ориентированной модели.
В основе концепции личностно-ориентированной модели образования лежат идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Данная концепция разрабатывается в научных исследованиях Н.А.Алексеева, М.Н.Берулаевой, Е.В.Бондаревской, А.А.Мелик-Пашаева, А.Б.Орлова, А.А.Плигина, В.В.Серикова, Е.Н.Шиянова, И.С.Якиманской и др.
Определяя структурное содержание личностно-ориентированного подхода, В.В. Сериков основывается на теории личности С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Основополагающими принципами в концепции личностно-ориентированного образования В.В. Серикова являются принцип общения воспитателя и воспитанника, свободы личности в образовательном процессе, индивидуализации образования, построения педагогического процесса, ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств учащихся. Главным условием реализации личностно-ориентированной модели образования, по мнению В.В. Серикова, создание личностно-ориентированной и личностно-утверждающей педагогических ситуаций. Личностно-ориентированная педагогическая ситуация – "особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации". Личностно-утверждающая ситуация содержит нравственный выбор, самостоятельно поставленные цели, требующие проявления силы воли препятствия, ощущение собственной значимости, самоанализ и самооценку, принятие новых ценностей, а также осознание своей ответственности.
Концепция личностно-ориентированной модели образования
Е.В. Бондаревской отличается от концепции В.В. Серикова, в ее основу заложен принцип культуросообразности, предполагающий построение педагогического процесса таким образом, что ребенок развивается не только как субъект познания, жизнедеятельности, но и как субъект культуры – ее носитель, хранитель, пользователь, творец. При этом Е.В. Бондаревская сопоставляет понятию "личность" понятие "человек культуры", характеризуя его как свободную личность, способную к самоопределению в мире культуры; гуманную личность, проявляющую милосердие, доброту, альтруизм, сопереживание, толерантность, доброжелательность; духовную личность, в которой воспитана потребность в духовном познании и самопознании, рефлексии. Формирование "человека культуры", по мнению Е.В. Бондаревской, возможно через реализацию культурологического индивидуально-личностного подхода, исходящего из того, что "каждая личность уникальна, и главная задача педагогической работы является формирование ее индивидуальности, создания условий для развития ее творческого потенциала".
По мнению И.С. Якиманской, целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий для раскрытия личностного потенциала учащихся: "Личностно-ориентированное образование есть такое, которое во главу угла ставит как основную ценность раскрытие индивидуальности каждого ребенка через учение как самостоятельную и значимую для него деятельность в школьный период его возрастного развития". И.С. Якиманской сформулированы основные принципы личностно-ориентированной модели образования:
- каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений;
- ученик не становиться личностью под влиянием обучения, а изначально ею является;
- школа должна не вооружить знаниями, умениями, навыками, а посредством их развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей.
Личностно-ориентированный подход, по мнению И.С. Якиманской, реализуется через субъектный опыт учащегося, следовательно, основным методом проектирования личностно-ориентированной модели образования является субъектно-личностный подход. Данный подход в обучении предполагает отношение к каждому ребенку как к уникальной личности, создание необходимых для раскрытия личностного потенциала условий.
Вышеперечисленные концепции объединяет гуманистический подход и ценностное отношения к ребенку, культивирование его личности, идентичности, необходимость признания его опыта работы в качестве индивидуальности на основе личностного развития. Центром внимания становится самобытность ребенка, самоценность каждого периода его развития; субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. В качестве основной функциональной единицы педагогического процесса рассматривается взаимодействие педагога и ребенка, характеризующееся субъективированностью и диалогичностью. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками образовательного процесса значимых для них проблем или задач. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого воспитанника: с одной стороны, педагог помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности.
В педагогической науке выделяются определенные принципы педагогического взаимодействия, которым должен следовать воспитатель при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- гуманистическая направленность взаимодействия (обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала ребенка);
- творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);
- опережающий характер педагогической деятельности (педагог работает для будущего);
- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
- психотерапевтический характер взаимодействия;
- эмоциональная вовлеченность (переживание положительно окрашенного опыта).
Модель личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с ребенком с ограниченными возможностями здоровья характеризуется осуществлением эмоциональных контактов педагога и ребенка; установлением с детьми деловых контактов в процессе совместной деятельности (игровой, учебно-познавательной, трудовой, бытовой); организацией информационно-познавательных контактов, цель которых – развитие любознательности и познавательного интереса; установлением личностных контактов, предполагающих доверительные разговоры с ребенком по поводу личных проблем, переживаний, мечтаний, желаний.
Цель общения по личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком состоит в том, чтобы обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья), формировать начала личности (базис личностной культуры), развивать индивидуальность ребенка (не путем "программирования", а прогнозированием и содействием развивающейся личности), формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности воспитателя к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
- сотрудничество при взаимодействии;
- создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
- использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Модель поведения ребенка:
- выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
- высказывание собственного мнения;
- желание достичь результата;
- обращение за помощью.
Результат:
- свобода мышления, воображения;
- исчезает страх;
- возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
- появляется единство физического и психического здоровья.
Реализуя модель взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода, педагог свои ожидания и требования к ребенку координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей, прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В свою очередь, ребенок начинает развиваться как гармоничная личность.
Список литературы
- Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. Монография. – Волгоград: Перемена, 1994. С. 12, 89
- Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Р/н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. С. 11
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. С. 13