Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Шафран Тамара Леонидовна, заместитель директора по УВР, Муниципальноое казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Ноябрьск

Современная система специального образования в настоящее время претерпевает значительные изменения. Принятые и утвержденные ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются тому подтверждением.

Все вы знаете, что образование обучающихся с ОВЗ всегда было связано с деятельностью ПМПК. Закономерно, что происходящие преобразования проецируются соответственно на значительные изменения, расширение деятельности ПМПК. 

Деятельность ПМПк регламентируется Положением МКОУ "С(К)ОШ" в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/ 901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения". 

ПМПк МКОУ "С(К)ОШ"– это постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями, коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка, на основе углубленной психолого-педагогической диагностики, с учётом анализа актуального уровня развития, соматического, нервно-психического состояния и характера обучаемости. 

Логически вытекает, что введение Стандарта потребует пересмотра направлений деятельности ПМПк.

В соответствии с требованиями ФГОС в АООП в обязательном порядке должна быть разработана программа коррекционной работы, которая должна содержать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, предполагающая и психолого-медико-педагогического обследование и мониторинг динамики развития обучающихся и как следствие корректировку коррекционных мероприятий.

Как было сказано выше, расширяются задачи ПМПк. 

В программе формирования базовых учебных действий БУД указаны задачи, выполнять которые предстоит членам ПМПк:

  1. Выявление возрастных особенностей формирования БУД обучающихся с ОВЗ.
  2. Выделение условий и факторов развития БУД в образовательной деятельности и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию.
  3. Рекомендации по проведению групповой работы по формированию и развитию БУД.
  4. Мониторинг формирования БУД на различных этапах образования.

Выбор коррекционных курсов и количество часов, их соотношение определяется ОУ исходя из особых образовательных потребностей обучающихся и варианта обучения на основании рекомендации ТПМПК и (или) индивидуальной программы реабилитации инвалида. Предполагается, что содержание коррекционно-развивающей области может быть дополнено ОУ самостоятельно, с учетом психофизических возможностей обучающихся, степени нарушения и также на основании рекомендаций ПМПк.

Кроме того, в работу входит на основе заключения психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации оценка личностных результатов обучения. 

 В случае пробного обучения, по рекомендации ТПМПк, традиционно это или полгода, или год в 1 классе, а также в определенных случаях в другие периоды обучения, в течение этого времени в среднем от двух до 4 раз по поводу его результатов собирается психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. Результаты его проведения ложатся в основу принятия окончательного решения ПМПК.

В соответствии с рекомендациями, реализуя Вариант 2 АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, консилиум ОУ несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ТПМПк, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком.

В связи с этим, перед ПМПк ставятся конкретные задачи, которые предполагают:

  • приведение в соответствии с ФГОС нормативных документов, регламентирующих деятельность ПМПк;
  • пересмотр заключений специалистов и рекомендаций, содержания диагностической деятельности в сторону оценки комплексной предметной оценки результатов обучения и личностной, сформированности жизненных компетенций;
  • составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию базовых учебных действий;

Литература

  1. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях переходного периода к введению СФГОС : материалы Международной научно-практической конференции. – М. – Челябинск : МБОУ ДПО УМЦ, 2015. – 212 с.
  2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
  3. http://www.pmss27.ru/index.php/fgos

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин