Курганская Елена Федоровна, учитель физической культуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях исключительно значима и актуальна. В настоящее время, к сожалению, здоровье детей значительно ухудшается. И как ни печально, здоровье становится платой за обучение. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые по показаниям физической подготовленности уступают своим нормально развивающимся сверстникам, отмечается еще и двигательная неловкость, нарушение регуляции движений, трудности переключения, недостаточная координация и четкость движений, общая гиперактивность, повышенное мышечное напряжение и быстрая утомляемость. Приоритетным направлением развития образовательной системы специальной (коррекционной) школы становится проблема формирования привычки к здоровому образу жизни и укрепления здоровья учащихся. Ведущими задачами школы в настоящее время являются не только развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей, но и формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Усилия школы в значительной степени направлены на формирование привычки к здоровому образу жизни и созданию благоприятных условий для обучения и оценивания учебных достижений обучающихся по предмету.
Критерием оценки успеваемости учащихся является выполнение требований уровня физической подготовленности рекомендованных федеральным образовательным стандартом. Школьники с ослабленным физическим здоровьем, хотя и с максимальным усилием не могут выполнить нормативы на оценку «хорошо» и «отлично». А учащиеся с высоким уровнем физической подготовленности не имеют особой трудности в выполнении контрольных упражнений на "отлично". Такое неудовлетворение в проявлении своих физических качеств не может способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим появилось нежелание: готовиться к уроку, участие в учебном процессе, в повышении качества образования по физической культуре.
Поэтому для обучающихся 1-9 классов были разработаны и внедрены в работу критерии оценки успеваемости по личностно-ориентированной технологии.
Её сущность в том, что успехи обучающихся оцениваются индивидуально по динамике результативности в зависимости от способностей, природных анатомо - морфологических данных, морально-волевого состояния.
Для осмысления и оценки реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса важная роль отводится контролю и учету. Благодаря этому накапливаются данные о физическом состоянии, технико – тактической подготовленности и количественных достижений занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебном процессе, волевая устойчивость и работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым, способствуя улучшения его качества и эффективности. Осуществляя данную технологию проводится учет и контроль в начале и в конце определённого периода (года, четверти). Для выявления исходных данных, для разработки очередных планов, для упорядочения намеченной работы.
На основании проведенного предварительного контроля и учета каждый учащийся имеет личный критерий достижения уровня подготовленности в данный момент, что является основной точкой отчета усвоения в предстоящей учебной деятельности. По прохождению планового образовательного процесса осуществляется итоговый по окончании тем разделов программы и заключительный контроль и учет. Он позволяет установить конечные результаты работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итог учебно-воспитательного процесса.
Основным критерием знаний, умений и навыков ученика является прирост личных достижений при обучении двигательным умениям и воспитании физических качеств.
Критерии личностно-ориентированного подхода к оценке успеваемости учащихся.
1. По двигательным способностям
Оценка успеваемости проводится по пятибалльной системе.
- В пять баллов оценивается выполнение двигательного действия (теста или физического упражнения) в максимальном темпе с улучшением своего личного результата на единицу измерения(1см; 0,1сек; 1раз).
- В четыре балла оценивается выполнение двигательного действия в максимальном темпе на уровне своего лично результата.
- В три балла оценивается выполнение двигательного действия в медленном темпе по сравнению с реально возможном, без настроя.
- В два балла оценивается не желание выполнения двигательного действия без уважительной причины.
- В один балл оценивается грубое нарушение техники безопасности.
1.1. Двигательные способности учащихся
Быстрота |
||
Оценка |
Баллы |
Единица измерения |
«5» |
5 |
- 0.1 сек. и ниже |
«4» |
4 |
личный результат |
«3» |
3 |
+ 0.1 сек. |
«2» |
2 |
от + 0.2 сек. и выше |
1 |
нарушение техники безопасности |
Скоростно-силовые |
||
Оценка |
Баллы |
Единица измерения |
«5» |
5 |
+ 1см. и выше |
«4» |
4 |
личный результат |
«3» |
3 |
от - 1 см. до -3 см |
«2» |
2 |
от - 4 см. и ниже |
1 |
нарушение техники безопасности |
Сила |
||
Оценка |
Баллы |
Единица измерения |
«5» |
5 |
+ 1 раз и выше |
«4» |
4 |
личный результат |
«3» |
3 |
от - 1 раза |
«2» |
2 |
от 0 до - 2 раз и ниже |
1 |
нарушение техники безопасности |
Гибкость |
||
Оценка |
Баллы |
Единица измерения |
«5» |
5 |
+ 1см. и выше |
«4» |
4 |
личный результат |
«3» |
3 |
от 0 до - 1 см |
«2» |
2 |
от - 2 см. и ниже |
1 |
нарушение техники безопасности |
Выносливость |
||
Оценка |
Баллы |
Единица измерения |
«5» |
5 |
- 11 сек. и ниже |
«4» |
4 |
личный результат – 10 сек. |
«3» |
3 |
+ 5 сек. до +20 сек. |
«2» |
2 |
от +21 сек. и выше |
1 |
нарушение техники безопасности |
|
|
0 |
не сдавали без уважительной причины (отказ) |
|
- |
не сдавали по уважительной причине |
1.2. Подведение итоговых баллов за год.
- От 22 до 39 баллов – низкий уровень развития
- От 40 до 49 баллов – средний уровень развития
- От 50 до 55 баллов – высокий уровень развития
2. По овладению умениями и навыками программного материала
Успеваемость учащихся оценивается по прочности освоения двигательных навыков, которые изучались по теме раздела.
Проводится комментирование учителем качества выполнения контрольного упражнения: правильность, полнота действия, учитывая психологические особенности детей, аргументируются выставляемые оценки, привлекая учащихся к оценке достижений каждого. Для учащихся имеющих отклонения в физическом развитии, проявляется особый индивидуальный подход.
В связи с тем, что технику двигательного движения невозможно измерить, заранее определяется техника в каждом классе, которая должна выполняться на оценку.
Оценка проводится по общепринятой пятибалльной системе.
- В пять баллов оценивается уверенное выполнение техники двигательного действия в максимальном темпе и полной амплитуде.
- В четыре балла оценивается недостаточное уверенное выполнение упражнения в целом.
- В три балла оценивается выполнение упражнения с ошибками.
- В два балла оценивается невыполнение упражнения без уважительной причины.
- В один балл оценивается грубое нарушение техники безопасности.
Оценка успеваемости школьников, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе, проводится два раза в год осенью (сентябрь) и весной (май), за исключением тех нормативов, которые им противопоказаны врачом.
Применение личностно-ориентированной технологии в обучении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья открывает широкий простор для выявления способностей учащихся, удовлетворения их интересов, потребностей и повышение качества жизни. Позволило создавать повышение мотивации образования учащихся в физическом воспитании и стимулированию учащихся в саморазвитии, занятиям физическими упражнениями и спортом, что отразилось в качестве образования обучающихся.
Через физическую культуру и спорт, постоянную работу над своим телом, его физическим совершенством, через двигательную активность, лежит путь к здоровому образу жизни. Надеемся, что полученные знания и опыт будут необходимы нашим выпускникам в их повседневной жизни, и они будут постоянно пополнять и расширять их, активно и систематически заниматься физической культурой и спортом.
Список литературы
- Ашмарин Б.Т. Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., 1978.
- Бабаринский Ю.К. Требования к современному уроку. – Гомель, 1981.
- Методика физического воспитания учащихся 5-11 классов / Под ред. В.И. Ляха. – М., 1997.
- Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташкина. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с. ISBN-5-7301-0039-6.