Опарина Татьяна Юрьевна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", пос. Монетный
Сегодня все больше педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, начинают осознавать не просто возможность, а необходимость применения ИКТ в образовательном процессе. При этом педагогами - новаторами ИКТ используется как при проведении уроков, так и при контроле за предметными результатами обучающихся. И если раньше кто-то и сомневался в возможности применения ИКТ при организации образовательного процесса для детей с интеллектуальными нарушениями, то принятие ФГОС и стандарта педагога поставили все на свои места.
Сегодня для оценки степени понимания и самостоятельности использования знаний и умений при решении практико-ориентированных задач обучающимися с легкой умственной отсталостью, начиная с 7-8 класса, можно вводить программы, применяемые в любых общеобразовательных школах, в частности, универсальную программу ТЕST-ZNAN, разработчиком которой является Николай Коротков, учитель информатики школы 1 города Наволоки.
Каждый блок данной программы может быть представлен десятью вопросами. В зависимости от предметной области, изучаемой темы, поставленной цели, учитывая особенности обучающихся, педагог разрабатывает тесты. Тесты могут быть направлены как на усвоение теоретического материала, так и выполнение заданий, носящий междисциплинарный интегративный характер. Для составления тестов можно также использовать задания, имеющиеся в рабочих тетрадях по определённой предметной области. Факт того, что выполнение заданий необходимо осуществлять на компьютере стимулирует не только ученика, но и педагога. Педагог не может, да и не хочет предстать перед детьми не знающим и не владеющим компьютером.
Каждый вопрос создаваемого теста содержит 2 или 3 ответа, один из которых является правильным. Количество и вопросов и ответов педагог может выбирать самостоятельно. Ответы на вопрос появляются случайным образом, что нацеливает детей на самостоятельность выполнения теста при проведении одновременного группового контроля. Правильность или неправильность своих ответов ученик прослеживает после каждого вопроса. При этом он не только выполняет задания теста, но и получает оценку, которая выставляет сама программа. Оценивание уровня самостоятельности без учета субъективного мнения учителя является для обучающихся старших классов более значимым. У них возникает желание повторить тестирование в случае получения оценки, его не удовлетворяющей. А у учителя имеется возможность зафиксировать те пробелы, на которые необходимо обратить внимание именно для этого ребенка.
По каждому результату тестирования программа составляет файл (протокол), в котором отражаются достижения ребенка.
Данный вид контроля дает возможность не только оперативно оценить уровень достижения предметных требований всем классом (при наличии интерактивной доски, индивидуальных компьютеров) или отдельными обучающимися, но и смотивировать обучающихся на дальнейшее изучение и познание той или иной предметной дисциплины.
При распределении заданий среди обучающихся (это могут быть и домашние задания практической направленности), повышения их активности и заинтересованности, возможно применение педагогом так называемых шаблонов для заданий “Кот в мешке”, разработанных Важениным С.В., которые представляют собой слайды из 4, 6 или 8 пронумерованных карточек, которые прикрывают такие же карточки с тестом или иллюстрациями. По выбранному учеником номеру карточки открывается вопрос, на который ученик и должен ответить. Самостоятельный выбор накладывает и воспитывает ответственность у детей, что не маловато при формировании личностных результатов обучающихся.
Особое затруднение вызывает у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью запоминание и использование в речи терминологии по предметной дисциплине “История Отечества”. Для усвоения и запоминания терминов педагогами может использоваться электронный словарь, создаваемый в виде презентации. Словарь позволяет с определенной периодичностью восстанавливать в памяти детей названия и смысл различных исторических терминов, а также регулировать объем повторяемых терминов по различным темам (выбираются слайды с “трудными” терминами). Слайды презентации созданы таким образом, что ребенок либо называет термин к имеющемуся определению, либо соотносит термин и определение. Этому же способствует применение экспресс-опросов по таким дисциплинам, как история, биология. Структура экспресс-опроса повторяет изучаемый по дисциплине материал. Выборка вопросов соотносится с предметными результатами, на которые опирается ФГОС.