Старкова Наталья Владимировна, учитель-дефектолог, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация образования в направлении повышения его качества и доступности для всех категорий граждан. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [4].
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями. На современном этапе всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Основной задачей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ является их социальная адаптация и интеграция в общество.
Дети с органическим поражением центральной нервной системы нуждаются в специальной помощи многих специалистов: педагога- психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, медицинского работника. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе об образовании понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В городском округе Карпинск функционирует группа для детей с нарушением интеллекта при дошкольном образовательном учреждении детский сад №2, и три группы для детей с нарушением речи.
Группу детей с нарушением интеллекта посещают дети с 3до 8 лет по заключению и рекомендации ТПМПК. Состав группы детей неоднороден, многие дети имеют тяжёлые и множественные нарушения, а также есть дети с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью (различной степени тяжести); данные нарушения в развитии сочетаются с нарушением зрения.
В данном образовательном учреждении налажена система взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник). Каждый специалист реализует поставленные цели и задачи по коррекции и развитию тех или иных качеств личности каждого ребёнка с ОВЗ. Цель коррекционной работы: обеспечение коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы ДО с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых индивидуальных потребностей, социальной адаптации.
В соответствии со статьей 79 Закона об Образовании в РФ некоторым детям, а именно детям с РАС предоставляется ассистент (помощник), в роли ассистента чаще всего выступают родители. Тем самым решается несколько задач: и коррекционная работа с ребёнком, и консультирование и обучение специальным приёмам родителей.
На базе дошкольного образовательного учреждения работает структурное подразделение – Служба ранней помощи. Специалисты ТПМПК осуществляют комплекс мероприятий по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ и их родителей, а также курируют работу службы ранней помощи в ДОУ, участвуют в различных мероприятиях ДОУ, родительских собраниях, круглых столах, индивидуальном консультировании. Разрабатывают рекомендации для работы с детьми данной категории, оказывают методическую, коррекционно-развивающую помощь педагогам, родителям в форме буклетов, статей в СМИ - городской газете "Карпинский рабочий", рубрика "Мамина школа".
С целью преемственности между дошкольным образовательным учреждением и ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат" систематически проводятся "Дни открытых дверей", "Круглые столы" для родителей с различными темами ("Социальная адаптированность выпускников к новым условиям школьного обучения", "Влияние здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", "Использование современных игровых технологий в образовательном процессе"). Такие мероприятия и встречи помогают родителям первоклассников получить компетентную информацию по многим интересующим вопросам дальнейшего обучения детей с ОВЗ. На открытые методические дни, открытые уроки приглашаются воспитатели ДОУ, родители, там они могут наблюдать положительный результат совместной работы.
Воспитание и развитие ребёнка с ОВЗ, коррекция многих нарушений в развитии невозможна без участия семьи, поэтому педагоги МБДОУ тесно сотрудничают с родителями дошкольников.
В работе с родителями используются разные формы: консультации, наглядная информация, педагогические гостиные, выставки совместных творческих работ. Роль родителей в процессе развития детей с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают существенными потенциальными возможностями развития.
Объединение усилий учителя-дефектолога, воспитателя, родителей и других специалистов ДОУ помогает создать благоприятные условия для успешной коррекции и личностного развития детей. Родители благодаря взаимодействию со специалистами и воспитателями при активном участии в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов.
Таким образом, считаю, что эффективность коррекционно-развивающей работы при взаимодействии всех специалистов и служб ДОУ и ТПМПК подтверждается положительной динамикой развития детей и успешным обучением в ГКОУ СО "Карпинская школа-интернате".
Список литературы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" 2012 г.
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева//Дефектология.- 1999.- №6.-С.25-34.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М.,1993.
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/02/starkova