Крашенинникова Татьяна Григорьевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: "Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня". Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:
Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму.
Само слово “интерактивные” происходит от англ. (inter - "между"; act — "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Возможно ли применение этого метода в условиях коррекционной школы? С детьми, уровень умственного развития которых чрезвычайно низок, эмоционально-волевая сфера которых находится зачастую в зачаточном состоянии, а потребность к общению часто вообще сведена к нулю?
На своих уроках систематически использую мультимедиа. Мультимедиа представляет из себя комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих создавать и воспроизводить информационный продукт (ресурс), объединяющий в себе статическую визуальную (текст, графику) и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию) информацию. Важной составляющей мультимедиа является организация интерактивной информационной среды с использованием гипертекста.
Использование презентационных инструментальных средств позволяют привнести эффект наглядности и помогают обучающимся, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме, может включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам.
Метод кластера я применяю практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Кластер - это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди - графический прием в систематизации материала.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания.
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов. Частично эти проблемы можно решить, применяя одну из очень эффективных форм - работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово "синквейн" обозначает стихотворение из пяти строк. Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Дети с большим желанием отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.
Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, уметь его высказывать и делать выводы.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Т.е. процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
- повышение познавательной мотивации;
- обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
- воспитание лидерских качеств;
- умение работать с командой и в команде.
Таким образом, использование интерактивных технологий обучения на уроках в специальной (коррекционной) школе обогащают процесс обучения, позволяют сделать учебно - воспитательный процесс более эффективным, а также способствует творческому развитию обучающихся, воспитанников.