Полякова Зоя Васильевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке.
Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых они не способны проявить усилия там, где это требуется. У подавляющего большинства из них могут быть сформированы высокоавтоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленнее, чем у умственно полноценных школьников, и наблюдается существенное отставание в развитии способности к переносу навыков.
Работа с такими детьми требует более четкого и продуманного использования всего ассортимента методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих.
Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков.
В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:
- коррекция и развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на уроках швейного дела;
- обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде; развитие самостоятельной ориентации.
В своей педагогической практике я в системе использую предметные, предметно-технологические карты, инструкционные карты. Многолетний опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у школьниц вырабатываются устойчивые умения и навыки.
Для закрепления правильных приемов работы учащиеся использую таблички на карте с описанием технологической операции, затем пересказывают и уже осознано начинают выполнять задание практически.
С целью привития интереса к предмету, на уроке провожу познавательные и дидактические игры ("Цепочка", "Домино", "Лото", сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу). Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью используют кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда проверяю на сколько усвоен пройденный материал.
Используя нетрадиционные формы урока, отмечаю заметный устойчивый интерес к предмету.
Ролевые игры, имитирующие реальную жизнь, на уроках позволяют обучающимся более подробно узнать о профессиях швейной отрасли. Одна из таких игр называется "Швейный цех по пошиву изделий", где ученики изготавливают швейные изделия в бригаде, выбирая и выполняя ту или иную технологическую операцию. Другая игра – "Ателье "Мастерица", где обучающиеся знакомятся с индивидуальным производством, распределяясь по ролям (приемщик, клиент, закройщик) разыгрывают ситуацию по приему заказа в ателье.
Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как урок-соревнование (индивидуально и по командам).
В своей практике использую элементы метода проектов, который позволяет активизировать познавательно-практическую деятельность учащихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ и синтез собранного мате-риала, самостоятельно принимать решения, а также развивать творческие способности детей.
Для предупреждения утомляемости наряду с учебной деятельностью на уроках применяю здоровьесберегающие технологии: музыкотерапию, физкультминутки.
На уроках применяю ИКТ технологии. Такая форма работы на уроке придает процессу обучения динамизм и выразительность, повышает информативность урока, увеличивает его эффективность.
Таким образом, перечисленные средства обучения и здоровьесберегающие технологии позволяют проводить работу по развитию устной и письменной речи, воображения, внимания, памяти, мышления, а также реализует идею Л.С. Выготского о том, что "педагогика вспомогательной школы должна быть лечебной педагогикой".