Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Хабарова Наталья Александровна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит

Традиционный способ преподавания математики ставит обучающихся в поиске объекта передаваемой ему информации. Такая постановка образовательной среды задерживает познавательной активности обучающихся. Проблема утраты познавательного интереса учащихся к изучению не только математики, но и других предметов.

Перед учителем возникает вопрос: как сделать учение интересным для обучающихся? Многолетняя практика педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, показывает, что обучащиеся к окончанию 9-и летней школы имеют определенный уровень предметных результатов по математике. Некоторые из них успешно справляются с вычислительными операциями, с помощью учителя решают задачи практической направленности, но вместе с тем у обучающихся наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабевает интерес к школьным занятиям. Выпускники школы не владеют элементарными экономическими понятиями, которые на сегодня являются необходимыми как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.

Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

Хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у школьников на своих уроках. Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности математики способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

Удивить учеников можно нетрадиционной формой урока (урок-путешествие, урок-гипотеза, урок-эстафета, урок — виртуальная экскурсия). Например, "Путешествие в страну Дроби", урок-экскурсия по родному городу, на котором использую слайды презентации с видами Горячего Ключа, а содержание задач связано с историей города, его достопримечательностями.

Интегрированные уроки являются одним из условий организации продуктивного обучения. Так, повторение, казалось бы узкой темы "Площадь прямоугольника", при интеграции с уроком штукатурно-малярного дела, дает возможность повторить и закрепить у учащихся такие предметные базовые действия, как измерение с помощью рулетки, знание формулы площади прямоугольника, преобразование чисел, полученных при измерении в десятичную дробь и обратно, умножение и деление десятичной дроби на целое число, сложение чисел, полученных при измерении, округление чисел, знание таблицы умножения, понятия массы "брутто" и "нетто".

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь "открыть". Для того, чтобы обучение на самом деле проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развивающий субъект должен быть включен в активную деятельность и общение. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Форма проведения интегрированных уроков является нестандартной, она увлекательна по своей структуре. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей среде эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Таким образом, интегрированные уроки способствуют:

Коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий).

Формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний по трудовому обучению.

Воспитанию положительной мотивации к учению (сложный для детей предмет математика на интегрированном уроке становится более привлекательным, практически значимым для учащихся, так как интереснее составлять и решать задачи из собственной практики, чем готовые из учебника).

Интегрированные уроки являются для детей личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в жизни. Дети видят ценность изучаемого материала, начинают видеть необходимость ведения собственного хозяйства после окончания школы, у них формируются простейшие экономические знания (расчет строительных материалов, необходимых для ремонта собственного жилья). Все это способствует овладению способностью пользоваться математическими знаниями при решении житейских задач в современном обществе.

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства, поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит результат и здоровье детей.

Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно-познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин