Васильева Ольга Андреевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Обучение чтению является основной задачей начального образования, так как чтение это предмет, посредством которого обучающийся осваивает другие дисциплины.
Во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения, сокращение времени уделяемого чтению, ухудшение навыков техники чтения.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Читательская компетенция обучающихся с ОВЗ – способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения, а сформированные навыки: способ, правильность, выразительность, темп и техника чтения, обеспечат школьнику с низкими потенциальными способностями возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать в личных и общественных целях.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая включает в себя три этапа работы с текстом.
- Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация, то есть предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
- Второй этап: работа с текстом во время чтения: выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного, при повторном - выделение ключевых слов, ведение диалога с автором, комментирование.
- Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, выполнение творческих заданий.
Для формирования читательской компетенции использую на разных этапах работы с текстом различные формы и виды деятельности:
- литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
- ведение и изучение читательских дневников;
- создание классной библиотеки;
- уроки читательского мастерства;
- сообщения, презентации по творчеству писателей;
- тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
- проблемно-поисковые ситуации;
- семейное чтение.
Для совершенствования навыка техники чтения использую различные упражнения:
- упражнения в орфоэпическом произношении;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову;
- упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память;
- упражнения, развивающие гибкость и скорочтение вслух и про себя;
- упражнения для развития осознанного чтения;
- упражнения для формирования правильности чтения;
- упражнения для развития беглого чтения;
- упражнения для развития выразительного чтения.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяю различные техники игрового обучения:
- "игра в прятки";
- "мнимое слово";
- чтение за "диктором";
- синхронное чтение "буксиром" и другие.
Приемы активного чтения: чтение с пометами, толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками.
Приемы для активизации ранее полученных знаний: ассоциация, ключевые слова, да – нет.
Приемы графической организации учебного материала: составление кластера, перепутанные логические цепочки.
Творческие приемы: написание отзывов, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, проведение конференций, литературных викторин и праздников и другие.
Успех развития читательской компетенции у обучающихся так же зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется "читающая" среда, книжное окружение, только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в духовно-нравственную потребность.
Таким образом, использование образовательных технологий, разных приемов и форм работы в урочной и внеурочной деятельности повышают качество образования и освоение обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Разумное сочетание традиционных и современных подходов на уроках позволяет осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у детей, повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности с учетом индивидуальных, психолого-педагогических, психологических, физических и интеллектуальных особенностей детей.
"Привить ребенку вкус к чтению – это лучший подарок, который мы можем ему сделать".
Сесиль Лупан