Чулкина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, МАУ ДО "ЦВР", Новоуральск
Перед образовательными организациями государством и обществом поставлена задача по созданию программ, основанных на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения, принципах интеграции специального и дополнительного образования с участием семьи, ориентации родителей на подготовку ребенка к самостоятельной жизни.
С 2014 года в МАУ ДО "Центр внешкольной работы" г. Новоуральска реализуется АДОП "Мы вместе!", адресованная детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья от 7 – 18 лет, рассчитанная на 3 года обучения. Для реализации программы созданы группы детей с задержкой психического развития, с тяжёлыми недоразвитиями речи из ГКОУСО "Новоуральская школа № 2" и детско-родительская группа для подростков с умственной отсталостью и членов их семей.
Данная программа направлена на развитие эмоциональной сферы как основы произвольного поведения, на социальную адаптацию, интеграцию и социализацию детей и подростков с ОВЗ. В отличие от программы "Шаг навстречу" О.В. Платоновой и Н.Ю. Жвитиашвили (Русский музей, г. Санкт-Петербург, 2000 г.), основанной на применении исключительно изотерапии, АДОП "Мы вместе" основана на применении метода системной полимодальной арт-терапии ("САТ" термин А.А.Копытина, г. Санкт-Петербург, 2010 г.). В результате применения САТ формируются модель системных коммуникаций и эффективное коппинг-поведение. Ребёнок мотивированно учится совершать действия, которые сопровождаются положительными эмоциями, и целенаправленно избегать негативных переживаний. Программа состоит из 3-х модулей.
Модуль "Семейный клуб "Кедр" является объединяющим всех субъектов программы. Он представляет собой курс общинной арт-терапии на основе календарно-тематического планирования программы психологической поддержки семьи социумом. Привлечение ресурсов семьи для участия в различных направлениях социальной жизни совместно с детьми с условной нормой психического развития и их семьями повышает социальный статус семьи, формирует адекватные взаимоотношения и самооценку всех членов семьи.
Модули "Семь-Я" и "Партнёры" основаны на дифференцированном подходе в образовании и объединяют курсы: изотерапии, музыкотерапии, кинезитерапии, фото и видеотерапии, праздникотерапии. Каждый ребёнок обучается минимум по двум курсам. Модуль реализуют 6 педагогов ЦВР.
В зависимости от ведущих психологических особенностей группы, педагом-психологом вносятся рекомендации по применению комплекса определённых видов арт-терапевтических методик. Занятия изотерапией, танцедвигательной терапией способствуют общению, повышению самооценки, снижению тревожности, самопрезентации, адекватному позитивному поведению. Занятия музыкотерапией способствуют развитию слухового внимания – основы произвольного поведения, развивают эмоциональность, чувственность, коммуникативность. Фототерапия применяется больше как средство коммуникации, чем эстетический феномен.
Для создания комфортной, гармонизирующей социальной среды согласовывается и реализуется совместный годовой план работы с педагогами Центра внешкольной работы, социальными партнёрами, спонсорами и общественными организациями инвалидов, семьями, воспитывающими детей с условной нормой. Взаимодействие основано на психолого-педагогическом просвещении, которое способствует социализации, интеграции детей с ОВЗ и их семей в социум, повышению их социального статуса, усвоению норм, ценностей, формированию и развитию потребностей, адекватного поведения.
В развивающую социализирующую среду АДОП привлечены, как ресурсы:
- Спортивный клуб "Кедр" для реализации курса кинезитерапия;
- Станция юных техников: педагоги реализуют курс изотерапии, проводят мастер-классы по изготовлению поделок из бересты;
- коллегами из Центральной публичной библиотеки проводятся комплексные занятия по библиотерапевтической программе ЦПБ с применением изотерапии.
Эффективность работы и освоение образовательных программ, а также отслеживание динамики осуществляется на основе комплексной диагностики, включающей адаптированные для детей с ОВЗ, методы и методики, мониторинга для детей, родителей и педагогов. В результате реализации программы происходит развитие эмоциональной компетентности, наблюдается снижение тревожности у детей, повышение самооценки, формируется умение распознавать и свободно выражать свои чувства, в том числе и агрессивные, в социально допустимой форме, контролировать свое поведение. О развитии коммуникативной сферы свидетельствует гармонизация детско-родительских отношений, активизация творческого потенциала семей, интерес к окружающему миру, к людям, желание к активным действиям в окружающем мире, терпимое и доброжелательное отношению к нему.
Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности работы, спрогнозировать и запланировать дальнейшую работу на перспективу.
Литература
- Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа "Мы вместе!" для детей 7-18 лет срок реализации 5 лет.
- Изард К. Ю. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – 464с.: ил.
- Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с: ил.
- Специальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 464 с.