Макарова Светлана Александровна, учитель-логопед, учитель-дефектолог, ГКУ СО "Ирбитский ЦППМПСП, Ирбит
Даже очень маленького ребёнка можно обучить чему угодно, если найти адекватную форму подачи материала. Азбучная истина.
Каждая встреча с аутичным ребёнком поистине уникальна. Но зная общие закономерности развития детей с РАС, и, имея в копилке набор приёмов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, нужно "идти за ребёнком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребёнком очень длительна и кропотлива.
На первых этапах работы для педагога важнее сформировать у ребёнка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала. Для привлечения ребёнка к работе используются разные игры (например, игра "Рукавички" - Приложение 1).
На следующем этапе для развития самоконтроля, развития сукцессивных способностей (способностей к удержанию в памяти плана действий и его реализации) по кабинету раскладываются буквы. Ребёнок собирает их и раскладывает по цвету, последовательность цветов указана в карте на столе. Таким образом, из букв можно собрать слово, например, тему занятия. Затем ребёнок находит это слово среди множества других.
На всех этапах работы с ребёнком по обучению чтению применяются реальные предметы, картинки, напечатанные слова. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее приступить к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребёнка эхолаличное повторение звуков речи.
Параллельно ведётся специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение произвольных целенаправленных движений), наличие которой может служить серьёзным препятствием для успешного развития речи.
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
- аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
- послоговое чтение;
- глобальное чтение.
Подробнее о работе по данным направлениям даны пояснения в Приложении 2.
Очень полезны упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Например, изготавливаются карточки (удобный формат половина листа А4) с картинками и соответствующими им словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой используемых пластмассовых букв. Ребёнок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог чётко прочитывает слово. Затем собранное из букв слово сдвигается с карточки на стол, напечатанное на бумаге название картинки закрывается, а ребёнку предлагается определить, под какой картинкой такое же слово, как и у него на столе. Сначала ребёнок делает выбор из 2-х карточек, потом из 3-4. Когда выбор сделан, слово под картинкой открывается и сравнивается с образцом на столе.
Слова подбираются по принципу увеличения количества букв: звукоподражательные слова из одной буквы, слова из 2-х букв, 3-х букв, 4-х букв.
Для лучшего запоминания буквы можно использовать картинную азбуку. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с её зрительным образом (Приложение 3).
Значительно облегчает работу по построению речевого высказывания введение зрительных знаковых символов, приёмы визуализации при построении речевого высказывания.
Имеются специфические особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Основные направления работы: побуждение ребенка к произнесению коротких слов, активизация невербальных методов общения, подготовка артикуляционного аппарата ребёнка и стимулирование речи.
Направления работы во время проведения логопедического занятия:
- Логопедический массаж (ручной, лечебный, зондовый).
- Артикуляционная гимнастика.
- Развитие пассивного и активного словаря с использованием моделей ”семантического поля” слов, речевого дыхания и звукового вещания у ребёнка.
- Приёмы развития мелкой моторики рук. Используется обобщённый опыт системы воспитания Никитиных по формированию тактильных и кинестетических ощущений. Применяются пальчиковые игры, дополненные приёмами самомассажа. Игры сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок.
- Работа со звуком. Используются элементы из методики Сесиль Лупан, звуки (названия букв) предлагается пропевать.
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на занятии позволяет ребёнку снять напряжение, повысить внимание. Важно следовать за естественной потребностью ребёнка в познавательной деятельности, а не навязывать её.