Развитие социальных компетенций обучающихся в деятельности объединения "Юный эколог-турист"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Салтанов Александр Александрович, педагог дополнительного образования, ГКОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Получение обучающимися с интеллектуальными нарушениями дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышения социального статуса становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем затрагивающих их интересы.

В ГКОУ СО "Красноуфимская школа-интернат" дополнительное образование реализуется по основным направленностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, туристко-краеведческой. Особую роль формирования социальной успешности и личностного развития умственно отсталого ребенка играет туристко-краеведческая деятельность, которая реализуется по средствам кружка "Юный эколог-турист".

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы: во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины, поэтому о туризме можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Содержание программы кружка  первого  года   обучения  в    ГКОУ  СО

"Красноуфимская школа-интернат" предусматривает обучение детей азбуке туризма – сообщения им сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своём крае, элементарных понятиях об ориентировании на местности, знаний основ топографии, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

В первый год занятий особенно важно воспитать у воспитанников сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе, так, чтобы они поняли на собственном опыте, что хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых.

Содержание программы следующих лет обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, а также накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому путешественнику.

Во втором учебном году идёт знакомство с правилами паркового ориентирования, даются основные понятия и отрабатываются навыки продвижения по заданному маршруту. Практические занятия и учебно – тренировочные походы выстраиваются таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выполнять работу, предложенную руководителем.

Используются такие формы реализации программы, как: проведение походов, экскурсий, вечеров, соревнований по парковому ориентированию, соревнований по топографии (на школьном уровне), участие в творческих проектах различных уровней.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия обучающихся в предлагаемой деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы, в рамках реализации дополнительного образования. Положительных сдвигов социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если обучающийся с нарушениями интеллекта принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.

В окрестностях деревни Озёрки много уникальных природных объектов (почти в шаговой доступности), что создаёт условия для организации экскурсий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и реализации различных проектов. К достопримечательностям деревни Озерки можно отнести озеро "Карстовое", карьер, родник "Лога елового", болото "Карстовое", водопад, лог "Каменный", Камень "Сосновый", ООПТ "Уфимское плато", река Уфа, Озеро "Карасье озеро", урочище "Капральский  лог", камень "Солдатский", камень "Сухореченский". Обучающиеся совершили не одну экскурсию по окрестностям данного населенного пункта.

В результате туристско-краеведческой деятельности появился творческий проект: "Добро пожаловать в деревню Озерки!"

Участвуя в проекте, обучающиеся получили реальные представления о природных, исторических, социально-экономических системах округа, а так же прикоснулись к достижениям национальной культуры. Юные краеведы под руководством педагога обнаружили наконечники стрел из кости возрастом приблизительно 200-300 лет - в окрестностях урочища "Красный бережок". Данные находки были представлены на Научно-практической конференции "Палеонтология и краеведение "Читая каменную книгу…", а в последствии переданы в музей.

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность всестороннего развития личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребёнка - психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у умственно отсталого ребёнка появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.