Хомова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, ГБУ СО "ЦППМСП "РЕСУРС", Екатеринбург
Физическая культура и спорт играют большую роль в двигательном развитии детей с интеллектуальными нарушениями, способствуя их физической реабилитации. На физическое развитие, двигательные способности оказывает влияние тяжесть интеллектуального развития, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом получить образовательную деятельность для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения и, находясь на домашнем обучении, ведут малоподвижный образ жизни.
Двигательное развитие детей с интеллектуальными нарушениями проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Плохо сформированы тонкие и точные движения рук, жесты, мимика.
Дистанционные технологии помогают вовлечь ребенка в разные формы активности, в том числе регулярные занятия физической культурой. Цель использования дистанционных образовательных технологий при организации занятий физической культурой в отделении дополнительного образования ГБУ СО ЦППМСП "Ресурс" - укрепление психофизического здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование потребности детей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, потребности вести здоровый, спортивный образ жизни.
К нарушениям в развитии двигательных способностей относят нарушение координационных способностей и отставание в развитии физических качеств.
Мы используем на своих занятиях упражнения с мячом, поднимание туловища из положения лежа, ходьба (темп различный), бег, прыжки. Все это благотворно влияет на точность движений в пространстве, координацию и ритм движений, пространственную ориентировку, равновесие.
На занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) значительно увеличивается двигательная активность ребенка, согласованность координации и точности движений, укрепляется мышечный тонус. Упражнения благоприятно влияют на организм, помогая ребенку совершенствовать свое тело. У детей с интеллектуальными нарушениями развивается ценное отношение к своему организму и организации двигательного режима. Ребенок приобщается к систематическим, регулярным занятиям лечебной физкультурой.
Организация комплексных занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий ориентирована на расширение кругозора обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развитие познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств: смелости, собранности, упорства, настойчивости. Дети знакомятся и изучают организм человека, формируют представление о здоровом образе жизни, знакомятся со способами профилактики простудных заболеваний и т.д. Просматривая и обсуждая презентации о спорте в России, спортсменах (олимпийцах и параолимпийцах) у обучающихся формируются гордость, патриотизм, любовь к Родине.
Использование дистанционных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей обучающегося . Для каждого ребенка формируется индивидуальный учебный план, разрабатывается программа, подбирается индивидуальный комплекс упражнений, разрабатываются рекомендации. Для коррекции различных нарушений у детей используется многообразие физических упражнений, методических приемов. У многих воспитанников есть проблемы не только с нарушением интеллекта , но и со зрением, осанкой, поэтому используются кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.), физкультминутки. Также в работе используются изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Используются упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. Теоретический материал преподносится в форме бесед, презентаций, видеофильмов, творческих заданий.
Занятия оздоровительного характера должны вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать двигательные упражнения, дистанционные формы при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют обеспечить ребенку эти реакции вне зависимости от места обучения.
Дистанционное обучение предоставляет возможность ребенку сформировать нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, ведь каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка вести подвижный, двигательный режим необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.