Когутяк Анна Сергеевна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург
Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование эффективности выработанной системы работы на уроках математических представлений по формированию навыков самоконтроля путём выявления позитивных изменений в формировании навыков самоконтроля у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
По данному направлению были определены следующие задачи:
- изучение и выявление уровня развития навыков самоконтроля у умственно отсталых обучающихся на уроках математических представлений;
- поиск, выбор и введение в коррекционную работу методов и приемов самоконтроля обучающимися при выполнении заданий ;
- отслеживание результативности применения разработанных приёмов самоконтроля.
Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Самоконтроль – это умение обучающегося оценивать свою работу.
Для работы были выбраны следующие параметры по формированию навыков самоконтроля у обучающихся:
- умение сличать полученный результат работы с образцом;
- умение правильно, последовательно, в полном объёме производить и выполнять действия в соответствии с инструкцией;
- умение видеть и исправлять свои ошибки, чужие – при взаимной проверке работы.
В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к урокам. Это возможно при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций для обучающихся .
Обучение невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию навыков самоконтроля за своими действиями. Но самостоятельно вырабатывать навыки без специальной подготовки и обучения невозможно, следовательно, этому необходимо обучать.Формирование навыков самоконтроля своих действий целесообразно начинать с первого года обучения, переходя от более легких к более сложным заданиям и упражнениям. Вот некоторые из них. Варианты заданий.
Графические методы
- Методика "Бусы"
- Методика «Узор»
- Методика "Графический диктант"
- Методика «Логические квадраты»
Дидактические игры и упражнения с применением арифметических заданий.
- Составь пример.
- Найди правильный ответ.
- Раскрась изображение.
Для формирования навыков самоконтроля использовались следующие приёмы:
- карточки – ответы, с помощью которых обучающиеся проверяют самостоятельно выполненную работу;
- карточки – тесты, к которым даются карточки – ключи (приём самопроверки);
- приём взаимопроверки (обучающимся предлагается оценивать работу товарищей);
- сверка с образцом;
- выбор правильного ответа из предложенных.
Сформированность навыков самоконтроля у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью оценивается по трем уровням:
1 уровень - обучающиеся самостоятельно выполняют задания педагога, после его объяснения. Могут самостоятельно контролировать как свои действия, так и действия товарищей. Не испытывают больших затруднений при измененных и усложненных инструкциях.
2 уровень - обучающиеся испытывают небольшие трудности при выполнении инструкции, нуждаются в помощи педагога. Могут самостоятельно контролировать свою деятельность, но не следят за товарищами.
3 уровень - обучающиеся испытывают большие трудности при выполнении инструкции, нуждаются в помощи педагога: направляющей, разъясняющей. Не могут самостоятельно контролировать свою деятельность, не следят за товарищами.
В процессе проведенной работы отмечаются положительные изменения, а именно в умении правильно, последовательно, в полном объёме производить и выполнять действия в соответствии с инструкцией.
В связи с положительными выводами результатов отслеживания развития навыков самоконтроля обучающихся, подтверждается что использованию в системе комплекса коррекционно-развивающих заданий способствует развитию самоконтроля обучающихся. Введение их в работу способствует:
- совершенствованию самоконтроля обучающихся;
- развитию аналитико-синтетической деятельности;
- формированию умений использовать полученные знания на практике.
Таким образом, подтверждается, что эффективность обучения по формированию навыков самоконтроля во многом зависит от системности и последовательности работы над развитием самоконтроля обучающихся.