Ретер Эрна Густафовна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
В теории и практике обучения и воспитания обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы вопрос о формировании умений и навыков имеет важное значение. Без знания особенностей формирования навыков и умений у умственно отсталых обучающихся нельзя правильно организовать процесс их обучения и подготовить к труду. Формирование умений и навыков у этих детей имеет свою специфику, обусловленную особенностями их психической деятельности и физического здоровья. У обучающихся крайне не развиты двигательные образы, что влечет за собой нарушение кинетического самоконтроля, затруднено развитие компонентов целенаправленной деятельности, предварительная ориентировка в выполняемой задаче, способы действия, мотивы выполнения задания.
Подготовка наших обучающихся проходит с учетом опыта работы школы к соблюдению двух главных моментов:
- Связь нового материала с ранее усвоенным;
- Обучение действиям, порождающим новые действия.
При этом на каждом уроке выполняются общие требования к организации процесса формирования общетрудовых умений и навыков:
- Доступность изучаемого материала по содержанию и объему для каждого обучающегося;
- Формирование готовности к усвоению знаний и навыков;
- Опора на предметную и наглядную основу;
- Связь новых сведений с ранее усвоенным материалом;
- Упражнения по совершенствованию высказываний обучающихся;
- Систематичность повторения, основанная на вариативности;
- Контроль процесса и конечного результата усвоения общетрудовых умений и навыков. Более успешному усвоению общетрудовых знаний, умений и навыков способствуют использование метода проблемной ситуации, вариативность, построение теоретического этапа урока, создание у обучающихся интеллектуальных эмоций, использование фотографий, дидактических игр, повторение пройденного материала, как подготовка к усвоению нового программного материала.
Применение предметных технологических карт для фронтальной работы, для оказания индивидуальной помощи обучающимся помогает успешнее решать задачи, направленные на активизацию планирующих действий, способствует формированию в памяти обучающихся трех компонентов трудового приема: его результат, орудия труда и двигательная программа.
Комбинированная технологическая карта дает возможность выполнять большое число вариантов упражнений в развитии умений и навыков. Добиваться успеха и результатов в формировании общетрудовых умений и навыков позволяет анализ результатов, достигнутых обучающимися на разных этапах обучения, диагностика трудовой деятельности с учетом их психофизических особенностей и характера, индивидуальный подход к каждому ученику на основе полученных выводов.
Важное значение для развития общетрудовых умений и навыков имеет то, что они формируются в процессе практической трудовой деятельности и при частом их применении становятся привычками, оказывающими положительное влияние на развитие личности в целом.
Если умственно отсталый обучающийся будет проявлять живой интерес к тому, что он делает, это будет побуждать его к активным действиям, причем самостоятельно, и способствовать развитию обобщенных форм деятельности, коррекции недостатков психофизического развития и более успешной социальной адаптации.
Литература
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.5. М. Педагогика
- Малер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной отсталостью. АР Малер. Москва. АПК и ППРО. 2008г.