Организация работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дильман Марина Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля".  А. Шопенгауэр

Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время важнейшая социальная задача. Именно в дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

 Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Цель здоровьесберегающей технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Отсюда вытекают основные задачи, которые ставит воспитатель в своей работе с обучающимися на первое место:

  • сформировать у обучающихся представления и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни;
  • сформировать представление о правильном питании, режиме питания, о пользе продуктов и витаминов;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать представление о влиянии позитивных эмоций на здоровье обучающихся;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки.

Большое оздоровительное значение в режиме дня обучающихся имеет прогулка. Ежедневно во время работы группы продленного дня для обучающихся организуется прогулка на свежем воздухе. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. Организованные игры на свежем - хороший отдых после уроков, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Немаловажную роль в формировании навыков здорового образа жизни играет реализация УМК «Разговор о правильном питании». Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Занятия, организованные в рамках реализации УМК «Разговор о правильном питании» преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми практических навыков рационального питания;
  • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Главные персонажи - герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие продукты полезны?
  • Как правильно есть?
  • Как сделать кашу вкусной?
  • Что такое меню?
  • Что надо есть, если хочешь стать сильным?
  • Как вырасти сильным, красивым, здоровым?

На занятиях дети узнают о том, для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно накрыть стол; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.

Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

Реализация УМК «Все цвета, кроме черного» (М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А.Г. Макеева), направлена на формирование культуры безопасного и здорового образа жизни и профилактику вред­ных привычек у детей и подростков.

Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей: отношения со сверстниками и взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и так далее.

Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье. Обучающиеся учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтных ситуаций с окружающими, получают знания и навыки, связанные с предупреждением асоциального поведения.

Как воспитатель систематически провожу с обучающимися тематические беседы, конкурсы, направленные на сохранение и укрепление здоровья. В конце занятия детям выдаются памятки, брошюры по изучаемой тематике.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи ро­дителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.

С родителями обучающихся проводятся различные профилактические беседы и лектории о сохранении и укреплении здоровья детей:

  • Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
  • Физическое воспитание детей в семье.
  • Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
  • Основы здорового питания.
  • Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
  • Профилактика вредных привычек.
  • Формирование у детей навыков личной гигиены.

Положительный воспитательный эффект имеют организованные совместно с родителями и обучающимися классные мероприятия. Участвуя в совместных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, наблюдать физические возможности своих детей.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод:

  • у обучающихся снизился уровень заболеваемости (пропусков уроков по болезни стало значительно меньше);
  • организована двигательная активность, проявляется интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  • у детей развиваются знания о гигиене школьника.

Таким образом, школа может и должна сформировать у ребёнка необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне», - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.

Литература

  1. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! - СПб., 2000. - 16 с.
  2. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2, С.148-149
  4. Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учеб - метод. пособие. Ярославль, 2000.
  5. УМК «Все цвета, кроме чёрного» Безруких М.М, Филиппова Т.А, Макеева.А.Г.
  6. УМК«Разговор о правильном питании» Безруких М.М, Филипова Т.А, Макеева А.Г.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 г.