Привитие навыков самообслуживания - одно из условий успешной социализации детей с ОВЗ

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проскурякова Любовь Александровна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Цель: формирование ключевых жизненных компетенций, которые помогут данной категории учащихся обрести доступную степень самостоятельности при интеграции в социум.

Задачи:

  • сформировать устойчивые навыки личной гигиены;
  • развивать профилактические умения по охране здоровья;
  • воспитать привычку к здоровому образу жизни;
  • овладеть умениями по уходу за одеждой и обувью;
  • прививать позитивное отношение к хозяйственно – бытовому труду;
  • уметь использовать полученные навыки в повседневной жизни.

Реализация моей цели достигалась в процессе выполнения следующих задач на воспитательных мероприятиях:

  • формирование санитарно – гигиенических навыков путём ознакомления с правилами личной гигиены;
  • анализа санитарно – гигиенических ситуаций и проведения мероприятий по привитию санитарно – гигиенических навыков;
  • обучение практическим приёмам поведения в различных жизненных ситуациях;
  • убеждение понимания, что основа здоровья – это образ жизни;
  • содействие и пропаганда ЗОЖ;
  • создание необходимого, достаточного и рационально организованного режима.

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

 Гигиеническое обучение проводила как индивидуально, так и с группой в целом. Важно осуществлять требование и контроль за выполнением санитарно – гигиенических норм.

 В процессе обучения использовала наглядные пособия, наглядный пример. Ребёнок лучше поймёт и осмыслит материал, если объяснения будут подкреплены показом иллюстраций, фотографий, плакатов.

 Широко применяла метод наглядности путём демонстрации картин, таблиц, отдельных предметов гигиенического обихода.

Я, как воспитатель, контролирую последовательность и качество выполнения всех элементов навыка, т.е., вырабатываю у воспитанников алгоритм действий.

Для привития гигиенических навыков мною применялись: показ, пример, объяснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко использовала игровые приёмы, потешки, стихи: "чище мойся, воды не бойся", "кто рукавчик не засучит, тот водички не получит", "тёплою водою руки чисто мою", "кусочек мыла я возьму и ладошки им потру", "день за днём и раз за разом зубы чистить в день два раза", "кто не чистит зубы, руки моет редко, то не будет сильным и здоровьем крепким", "надо, надо умываться…".

 Использовала литературные примеры - "Федорино горе", "Мойдодыр", "Королева Зубная Щётка".

Особое внимание обращала на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце надо расправить, а потом повесить, оно лучше просохнет и не упадёт. Необходимо вырабатывать у ребёнка алгоритм действий, обращать внимание на необходимость его соблюдения. Постепенное усложнение требований переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, позволяет совершенствоваться.

Дети с нарушением интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Особое значение имеет вопрос оказания помощи детям с ОВЗ через театральную деятельность, которая ориентирует на всестороннее развитие и воспитание, коррекционное здоровье, решение проблем социальной адаптации детей. Театральная деятельность способствует развитию высших психических функций, типовых навыков социального поведения. Совместное чтение, драматизация сказок, разыгрывание различных жизненных ситуаций имеют большое значение для решения коррекционно – развивающих задач.

 В работе применяю ситуативные практикумы, сюжетные, ролевые игры: "причеши куклу Варю", "волшебная щёточка", "в гостях у мастера – портного", "утренний туалет Мишки", сценки про грязнулю "ах, ты, девочка, чумазая", "да и нет". Все эти мероприятия учат простейшим навыкам ухода за своим телом, формируют потребность поддерживать его чистоту, закрепляют навыки самостоятельного ухода за руками, волосами, позволяют получать информацию об охране глаз, зубов, получать навыки ухода за своим внешним видом. Дети учатся видеть недостатки в своей одежде, самостоятельно их исправлять, одеваться по погоде.

Дети владеют санитарно-гигиеническими и социально-бытовыми навыками, умеют применять их на практике, но не всегда следуют их выполнению в силу своих психофизических особенностей.

Учитывая низкий уровень мотивационной сферы, депрессивные настроения, необходимо продолжать работу по привитию ключевых жизненных компетенций и продолжать развивать уверенность в социальной востребованности. Это способ их успешной социализации.