Специфика разработки специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Николаева Наталья Николаевна, Шушакова Ирина Ильинична, заместители директора по УВР, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В настоящее время увеличивается число детей, имеющих ТМНР. В ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат» численность обучающихся  данной категории составляет 174 человека. Большее их количество согласно заключению врачебно-консультационной комиссии обучается на дому.

Согласно примерной АООП, особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в ОО, при участии его родителей. Оптимальным вариантом является совместное проектирование СИПР педагогами и родителями обучающихся, что во многом зависит от желания и компетентности родителей. Предваряющей работой является обследование обучающегося специалистами психолого-медико-педагогического консилиума, изучение медицинской документации, наблюдение за поведением ребенка, общение с родителями (законными представителями) и заполнение Индивидуальной карты обучающегося, которая включает: анкетные данные, сведения о раннем развитии, объективные данные о состоянии здоровья и мониторинги педагогического, психологического и речевого развития. По каждому из разделов  формулируются  выводы. Таким образом, Индивидуальная карта позволит определить уровень актуального развития, зону ближайшего развития и перспективные направления коррекционной работы с обучающимся. Основным критерием при отслеживании динамики образовательных достижений обучающегося  является уровень самостоятельности при выполнении учебных заданий, социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, речевых и предметно-практических действий

Критерии оценивания действий, операций

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие на данном этапе обучения не актуально

-

действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действия выполняются ребенком:

со значительной помощью взрослого

П П

с частичной помощью взрослого

П

по подражанию (по образцу)

О

по последовательной вербальной инструкции

И

самостоятельно

С

Критерии оценивания представлений

Показатели сформированности представлений

Условные обозначения

Узнает объект

У

Не всегда узнает объект (ситуативно)

УС

Не узнает объект

-

Положением ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося» утверждена структура СИПР (см. Приложение). Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Мониторинг освоения образовательной программы

по учебному предмету /коррекционному курсу

_________________________________________

(название учебного предмета)

____________________________

(ФИ обучающегося, класс)

_________________

(ФИО учителя)

Параметры оценивания

Уровень сформированности представлений, действий/операций

сентябрь

декабрь

май

 

 

 

 

Параметры оценивания разрабатываются педагогом на основе изучаемого учебного материала. Критерии оценивания действий, операций, представлений аналогичны, используемым при заполнении Индивидуальной карты. Результаты образования отражаются в характеристике обучающегося за учебный год, на основе которой составляется СИПР на следующий период обучения.

Мы постарались раскрыть некоторые аспекты по данной теме, но в силу большого разнообразия психофизических нарушений обучающихся с особыми образовательными потребностями, разработать единую структурно-содержательную модель СИПР крайне сложно. Таким образом, структура и содержание специальной индивидуальной программы развития  зависят, прежде всего, от особенностей конкретного обучающегося и задач, решаемых специалистами  в работе с ним.


Приложение Структура СИПР

Раздел

Содержание

Титульный лист

 

Информационный лист

Краткое содержание с указанием страниц (по разделам)

Пояснительная записка

Нормативно–правовые документы, образовательные программы, на основе которых разработана СИПР

Характеристика обучающегося, определяющая приоритетные направления воспитания и обучения 

Специалисты, участвующие в реализации СИПР

План по взаимодействию с семьей

Индивидуальный учебный план, расписание учебных занятий

Отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития, и устанавливает объем недельной нагрузки обучающегося

Расписание и график учебных занятий

Содержание образования

Цели и задачи учебных предметов, курсов. Планируемые результаты обучения и воспитания обучающегося рассматриваются в качестве возможных. Содержание учебных  предметов, курсов

Календарно-тематическое планирование

Указание тем, часов учебных занятий и дат их проведения 

Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, индивидуальных средств реабилитации, дидактических, учебно-методических материалов

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Контрольно-оценочные  материалы по учебным предметам

Мониторинг освоения образовательной программы по учебному предмету /коррекционному курсу