Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, ГКОУ СО "СКОШ №34", Екатеринбург
В последнее время в нашу школу всё больше стало поступать детей имеющих, кроме умственной отсталости, расстройства аутистического спектра. Для того чтобы создать условия соответствующие возможностям ребёнка, составлено планирование работы с учащимся на адаптационный период.
Цель работы: сформировать у обучающегося навыки учебного поведения.
Задачи:
- Установить контакт с ребёнком.
- Определить уровень развития ребёнка.
- Создать такие условия для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям обучаемого.
- Формировать положительное отношение к систематической совместной со взрослым деятельности.
Планируемый результат: приобретение ребёнком навыков учебного поведения.
В качестве критериев приобретаемого навыка выделено следующее:
- выполнение ребенком требования педагога сидеть на стуле в учебной зоне в ситуации учебного занятия;
- фиксирование взгляда на лице педагога по инструкции "посмотри на меня", либо на предлагаемом задании;
- выполнение ребенком простых инструкций;
- выполнение действий по подражанию.
Работа делится на 4 этапа:
- Начинается с беседы с родителями ребёнка. Собираются все необходимые для дальнейшей работы сведения о ребенке (состояние здоровья, привычки, интересы, особенности и т. д.) и о его окружении. По возможности изучается медицинская и другая документация (возможно, это будет характеристика из детского сада или реабилитационного центра). Для установления контакта с ребенком, если необходимо, можно использовать любимую ребенком игрушку или на первых этапах взаимодействовать с ребенком через родителей.
- Определение уровня развития ребёнка. Выявление зоны актуального развития и обозначение зоны ближайшего развития.Для этого необходимо: выявить какие навыки и умения уже имеются у ребенка; определить состояние высших психических функций; определить предметы и виды деятельности, которые привлекают ребенка; выявить проблемы поведения (агрессия, крик и др.); способы общения с окружающими; определить какие виды поощрения наиболее приемлемы для ребенка.
- Создание условий для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям ребёнка: переставить мебель в комнате, таким образом, чтобы во время занятий с педагогом у ребенка не было возможности встать и уйти (например, стул для ребенка ставится в угол, к одной стене придвигается стол, а рядом с ребенком садиться педагог); подобрать задания, доступные для выполнения.
- Формирование положительного отношения к систематической совместной со взрослым деятельности: использовать эмоционально-личностную форму общения; занятия с ребенком проводить в строго определенное время, в учебной зоне комнаты; использовать только те предметы (игрушки, учебные пособия), которые интересны ребёнку.
Методы работы:
- Поощрение желаемого поведения с помощью подкрепляющих стимулов. Подбирается такое поощрение, которое наиболее приемлемо для ребенка и вызывает у него больше всего положительных эмоций. Можно использовать мыльные пузыри, игру в мяч, мелкое печенье (согласуется с родителями) и др.
- Пресекание социально-неприемлемых видов поведения.
Условия реализации работы:
- Основные занятия с ребенком проводит учитель индивидуально на дому.
- Коррекционно-развивающие занятия проводит педагог-психолог (позже подключается и учитель-логопед) в школе, сначала индивидуально с ребенком, а затем с включением ребенка в групповые занятия. В школе создаются специальные условия для обучения: родители приводят ребенка в определённое время, занятия проводят в одном и том же кабинете. Сначала ребенка приучают заходить в кабинет и садиться за парту, родитель в этот период находится рядом с ребенком. Взаимодействие педагога-психолога и ребенка в школьном кабинете можно начать через родителя, используя те же материалы и поощрения, которые применяет учитель на дому.
- Родители имеют возможность получать консультации специалистов ПМПк.
Период реализации работы: в течение 1 учебной четверти, по результатам составляется индивидуальная коррекционно-образовательная программа.
В период адаптации проводится психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей учащегося специалистами ПМПк школы для ознакомления родителей с особенностями психического и личностного развития, а так же обучения их приёмам продуктивного взаимодействия с ребенком.
Список литературы
- Морозова С. С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичнми детьми. – М.Издательство "Книга", 2000 – 154 с.
- Новоселова Н. А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Екатеринбург: "Учебная книга", 2004, – 136 с.
- Соловьева С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации. – 2-е изд. доп. и перераб. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования", 2011. – 169 с.