Планирование коррекционно-образовательной деятельности педагога с аутичным ребёнком в рамках индивидуального обучения на дому в адаптационный период

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, ГКОУ СО "СКОШ №34", Екатеринбург

В последнее время в нашу школу всё больше стало поступать детей имеющих, кроме умственной отсталости, расстройства аутистического спектра. Для того чтобы создать условия соответствующие возможностям ребёнка, составлено планирование работы с учащимся на адаптационный период. 

Цель работы: сформировать у обучающегося навыки учебного поведения.

Задачи: 

  1. Установить контакт с ребёнком.
  2. Определить уровень развития ребёнка. 
  3. Создать такие условия для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям обучаемого. 
  4. Формировать положительное отношение к систематической совместной со взрослым деятельности.

Планируемый результат: приобретение ребёнком навыков учебного поведения.

В качестве критериев приобретаемого навыка выделено следующее:

  • выполнение ребенком требования педагога сидеть на стуле в учебной зоне в ситуации учебного занятия;
  • фиксирование взгляда на лице педагога по инструкции "посмотри на меня", либо на предлагаемом задании;
  • выполнение ребенком простых инструкций;
  • выполнение действий по подражанию.

Работа делится на 4 этапа:

  1. Начинается с беседы с родителями ребёнка. Собираются все необходимые для дальнейшей работы сведения о ребенке (состояние здоровья, привычки, интересы, особенности и т. д.) и о его окружении. По возможности изучается медицинская и другая документация (возможно, это будет характеристика из детского сада или реабилитационного центра). Для установления контакта с ребенком, если необходимо, можно использовать любимую ребенком игрушку или на первых этапах взаимодействовать с ребенком через родителей. 
  2. Определение уровня развития ребёнка. Выявление зоны актуального развития и обозначение зоны ближайшего развития.Для этого необходимо: выявить какие навыки и умения уже имеются у ребенка; определить состояние высших психических функций; определить предметы и виды деятельности, которые привлекают ребенка; выявить проблемы поведения (агрессия, крик и др.); способы общения с окружающими; определить какие виды поощрения наиболее приемлемы для ребенка. 
  3. Создание условий для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям ребёнка: переставить мебель в комнате, таким образом, чтобы во время занятий с педагогом у ребенка не было возможности встать и уйти (например, стул для ребенка ставится в угол, к одной стене придвигается стол, а рядом с ребенком садиться педагог); подобрать задания, доступные для выполнения.
  4. Формирование положительного отношения к систематической совместной со взрослым деятельности: использовать эмоционально-личностную форму общения; занятия с ребенком проводить в строго определенное время, в учебной зоне комнаты; использовать только те предметы (игрушки, учебные пособия), которые интересны ребёнку.

Методы работы: 

  1. Поощрение желаемого поведения с помощью подкрепляющих стимулов. Подбирается такое поощрение, которое наиболее приемлемо для ребенка и вызывает у него больше всего положительных эмоций. Можно использовать мыльные пузыри, игру в мяч, мелкое печенье (согласуется с родителями) и др. 
  2. Пресекание социально-неприемлемых видов поведения.

Условия реализации работы: 

  1. Основные занятия с ребенком проводит учитель индивидуально на дому.
  2. Коррекционно-развивающие занятия проводит педагог-психолог (позже подключается и учитель-логопед) в школе, сначала индивидуально с ребенком, а затем с включением ребенка в групповые занятия. В школе создаются специальные условия для обучения: родители приводят ребенка в определённое время, занятия проводят в одном и том же кабинете. Сначала ребенка приучают заходить в кабинет и садиться за парту, родитель в этот период находится рядом с ребенком. Взаимодействие педагога-психолога и ребенка в школьном кабинете можно начать через родителя, используя те же материалы и поощрения, которые применяет учитель на дому. 
  3. Родители имеют возможность получать консультации специалистов ПМПк.

Период реализации работы: в течение 1 учебной четверти, по результатам составляется индивидуальная коррекционно-образовательная программа.

В период адаптации проводится психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей учащегося специалистами ПМПк школы для ознакомления родителей с особенностями психического и личностного развития, а так же обучения их приёмам продуктивного взаимодействия с ребенком.

Список литературы

  1. Морозова С. С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичнми детьми. – М.Издательство "Книга", 2000 – 154 с.
  2. Новоселова Н. А., Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Екатеринбург: "Учебная книга", 2004, – 136 с.
  3. Соловьева С. В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. рекомендации. – 2-е изд. доп. и перераб. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования", 2011. – 169 с.
  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин