Бердникова Надежда Геннадьевна, учитель-дефектолог, Ивакова Ирина Викторовна, учитель-дефектолог, Фроленкова Лариса Дмитриевна, педагог-психолог, ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил
Российское образование щедро на открытия: модернизация системы образования, новые стандарты, системно-деятельностный и компетентностный подход, метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные действия, индивидуальные траектории учения и образовательные маршруты, инклюзивная среда, интерактивные и инновационные учебные технологии.
Происходящие изменения побудили нас к необходимости переосмыслить свою деятельность, в том числе образовательную, учебную, воспитательную, коррекционно-развивающую. Найти в ней место новым понятиям и целям, изменить ее так, чтобы понятия и цели из слов преобразовались в открытия и достижения.
В соответствии с новыми требованиями должно измениться программное содержание при обучении детей со сложной структурой дефекта. Где 60% должны составлять жизненные компетенции и 40% учебные навыки.
Соответственно с этим в данном контексте необходимо пересмотреть содержание, технологии, формы, методы и приёмы работы, основу которых будут составлять личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно – развивающие, игровые, воспитательные технологии.
Работая в единой системе психолого-педагогического сопровождения детей, обучающихся на дому, мы не стали отказываться и от старых форм. Например, на сегодняшний момент, мы по – прежнему, опираемся на три структурных этапа сопровождения детей с ОВЗ.
I этап Углубленное изучение медико-педагогической документации
Предварительное изучение помогает составить правильное представление о ребенке и наметить индивидуальный подход к нему.
В категорию учащихся, которые обучаются на дому входят дети со сложной структурой дефекта, клиника протекания заболевания имеет широкий спектр.
Например, в нашем варианте ученик 2"а" класса И.Ф. : умеренная умственная отсталость и тяжелое генетическое заболевание Дюшена-Беккера; ученица 3 "б "класса С.Д. : тяжелая форма ДЦП, полное отсутствие речи, глубокая умственная отсталость; обучающийся 5 "а" класса О.Д.: умеренная умственная отсталость, психопатоподобное поведение, болезнь Дауна и так далее.
II этап Целенаправленное всестороннее комплексное изучение ребенка
На данном этапе работы происходит утверждение психолого-педагогической группы уровня усвоения программного материала (по каждому предмету), фиксируется состояние учебной деятельности школьника, составляется индивидуальная, адаптированная рабочая программа, которая включает в себя: индивидуальные психофизические особенности ребенка; сильные стороны личности ; сохранные механизмы психики и его компенсаторные возможности; виды и характер выявленных нарушений; эффективность используемых методов развития и обучения; наиболее продуктивные виды деятельности.
Рабочая программа составляется на основании закона "Об образовании РФ", от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Приказа Министерства образования и науки РФ от 10.04.2002 г. № 29 / 2065 – ПП "Об утверждении учебных планов СКОУ".
В основу рабочих адаптивных индивидуальных программ включены: "Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" (Баряева Л. Б., Бойков Д. И.); программно-методических материалов под редакцией И. М. Бгажноковой "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта"; на основе "Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр "Учебная книга", 2004 (Новоселова Н. А., Шлыкова А. А.); "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" (под ред. В. В. Воронковой), - Москва: "Просвещение", 2004., а также Программа дошкольного образовательного компенсирующего вида. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева,
III этап Системное "текущее" изучение обучающихся воспитанников
Целью данного этапа является: вскрытие причин, поиск пути коррекции имеющихся у детей отклонений, выработка средств "сглаживания", преодоления этих отклонений.
Учебный план на этом этапе может корректироваться в течение года.
Далее составляется расписание уроков, которое согласовывается и утверждается завучем школы, родителями, государственными опекунами.
Весь учебно-воспитательный процесс может осуществляться, как на домашней территории, так и в условиях школы-интерната. Чаще сопровождение детей с ОВЗ имеет смешанную форму. Остро стоит проблема транспортировки до образовательного учреждения и обратно.
Следует отметить, что в школе создана "доступная среда": оборудованы пандусы, перила, туалетные и ванные комнаты, индивидуальные посадочные фиксированные стулья и парты для детей-колясочников.
Обучающиеся с ОВЗ пользуются всеми услугами коррекционного спектра, имеющимися в ГКОУ СО "НСКОШИ № 15": тренажёры, сенсорная комната. На основании рекомендаций ПМПК каждый ребенок имеет право на посещение консультаций, коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом по мере необходимости. Расписание предварительно согласовывается.
Весь процесс коррекционно-развивающего обучения фиксируется в дневниках сопровождения.
Планирование, сообщение и проверка домашнего задания ученика, согласовываются с родителями, которые являются "союзниками" и помощниками учителя. Все механизмы выполнения домашнего задания заранее отрабатываются с родителями, законными представителями, государственными опекунами.
На сегодняшний момент образовательное учреждение старается реализовывать все требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", приводит в специальное образование в соответствие с рекомендациями ФГОС.
Учитывая психофизические особенности ребенка, обучающегося на дому, нововведения государства в области образования, регламентируемые законом в Российской Федерации и ФГОС СО можно сделать вывод о том, что должна произойти полная интеграция обучающихся с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс. Это в свою очередь позволит овладеть средствами коммуникации, а также социально адаптироваться и реабилитироваться в обществе.