Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

Чиж Владимир Владимирович, доцент кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей, ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования", Екатеринбург

Семья и школа - две основные сферы жизни, в которых происходит социализация ребенка из семей группы риска. В условиях неблагополучной семьи школа, учебная деятельность, в ходе которой осуществляется нормальное возрастное развитие психики, становятся для ребенка единственной возможностью оставаться в рамках адаптации к социуму. 

 

 Школьная дезадаптация - одно из существенных нарушений процесса социализации детей. Она проявляется в устойчивой неуспеваемости, отрицательном отношении детей к учебной деятельности и школе в целом, стремлении любыми способами уклониться от активной мыслительной работы, конфликтах с учителями, сопротивлении воздействию педагогов, дезорганизации отношений в школьном классе.

 Преодоление школьной дезадаптации детей требует широкого комплекса мер. Прежде всего, необходима система сопровождения ребенка основанная на гуманизации отношения педагогов к детям, целенаправленная работа по развитию у них общеучебных навыков, использование различных стимулов для пробуждения интереса к познанию, создание ситуаций успеха в приобре-тении знаний. 

 Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. 

 Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

  • выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
  • определение причин семейного неблагополучия;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

 Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:

  • непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях общеобразовательной школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
  • работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
  • работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

 В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:

  • на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  • реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.

 Семьи с признаками социального неблагополучия должна находиться в образовательной организации на индивидуальном сопровождении.

 Основная работа с семьей включает несколько этапов:

  • изучение семьи и условий жизни ребенка;
  • обследование жилищных условий проживания семьи;
  • выявление служб, ранее работавших с семьей;
  • реализация программы сопровождения семьи;
  • текущие и контрольные посещения семьи;
  • оценка эффективности работы с семьей.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса. 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин