Лысова Ирина Сергеевна, воспитатель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Младший школьный возраст - это период начального формирования личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы воспитанника (формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность).
В условиях модернизации образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно приобретает актуальное значение. Поэтому одной из главных задач образования является не только передача определённой суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний через личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Цель общения по личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
- обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
- развивать индивидуальность ребенка (не путем "программирования", а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
- формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Моя личностная позиция: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон.
Дидактические принципы воспитания и обучения по личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка:
- в процессе воспитания и обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к ребенку;
- воспитанник определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс;
- в качестве основных приоритетов процесса воспитания и образования выделены: развитие личности обучаемого, его творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития воспитанников;
- в процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт ребёнка, что позволит планировать индивидуальную и и дифференцированную работу.
Осуществляя эту модель взаимодействия, создаю благоприятные условия для наиболее полного развития способностей детей, содействую развитию их личности. В такой обстановке ребенок начинает развиваться как гармоничная личность с его неповторимой индивидуальностью.
Для реализации задач по адаптации личности ребёнка в современном обществе использую различные формы внеурочной воспитательной работы:
- традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
- дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
- национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
- телевизионные: “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “КВН”;
- коллективно-творческие мероприятия: "Мир красок", "Песни, опалённые войной"; конкурсы стихов, рисунков;
- нестандартные: Малые олимпийские игры, танцевальный ринг, поэтический кросс;
- импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспромт”.
Для более эффективного результата осуществления индивидуальной и коррекционной работа с детьми часто внеклассные занятия провожу в группах и подгруппах.
Использование личностно-ориентированного обучения во внеурочное время (внеклассные занятия, общешкольные мероприятия, рисование, лепка, изготовление поделок, походы, развлечения и т.д.) способствует формированию и развитию жизненных умений и компетенций.
Проводимая мной работа повышает эффективность и успешность образовательного процесса и позволяет формировать личностные качества ребёнка.
Подобные примеры занятий, направленные на формирование личностно - ориентированного воспитания и обучения в коррекционной школе способствуют успешной адаптации воспитанников с ОВЗ в современном обществе.
Литература:
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003.
- Щуркова Н.Е., Новое воспитание. М,2000.
- Новикова Л.И., Воспитание как педагогическая категория. Педагогика 2002.
- Воронов В.В., Технология воспитания. М.2000
- Блинова Л.Н., Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М. 2003.