Организация преемственности дошкольного и начального общего образования

Рубцова Татьяна Павловна, заместитель директора по УВР, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". // Л. С. Выготский

Осуществление преемственности уровней образования – сложный процесс, который требует тщательной организации совместных действий педагогических коллективов начальной школы и дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование является уровнем общего образования, что предполагает решение вопроса преемственности в обучении, воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом важно учитывать преемственность требований ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 

Основанием преемственности разных уровней образования является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. В ФГОС впервые на государственном уровне "умения учиться" выделены как самостоятельный и важный компонент содержания образования.

Система работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется по следующим направлениям:

  • управление взаимодействием педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу; 
  • организация деятельности по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО;
  • анализ результатов деятельности по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу.

Управление взаимодействием педагогов ДОУ и начальной школы осуществляется в рамках "Плана мероприятий по преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой образовательного учреждения".

План включает разделы:

  1. Методическая работа по совершенствованию образовательного процесса:
    1. научно-методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта;
    2. диагностика затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе с целью оказания методической поддержке учителям начальной школы и воспитателям ДОУ;
    3. изучение и внедрение в образовательный процесс технологий, направленных на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  2. Взаимодействие с педагогами ДОУ и начальной школы:
    1. семинар-практикум "Преемственность дошкольного и начального общего образования. Адаптация первоклассников к обучению";
    2. круглый стол "Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования", "Проблемы адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьной жизни", "Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе", "Обеспечение преемственности формирования УУД у детей с ОВЗ при переходе от дошкольного к начальному общему образованию";
    3. проведение открытых занятий, уроков, внеурочных мероприятий с целью обеспечения преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО;
    4. взаимодействие специалистов (медицинских работников, педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога) школы и ДОУ;
    5. консультации учителей выпускных 4-х классов с воспитателями подготовительных групп ДОУ;
  3. Работа с воспитанниками ДОУ и обучающимися:
    1. организация экскурсии в школу для воспитанников ДОУ (посещение детьми школьной библиотеки, учебных кабинетов, компьютерного класса, кабинета учителя-логопеда, кабинета педагога-психолога, медицинского блока, спален, зимнего сада, школьного историко-этнографического музея "Родники", школьной выставки "Творчество юных"; знакомство с учителями, специалистами школы);
    2. проведение мастер-класса по развитию речи учителями-логопедами с использованием игровых технологий и ИКТ;
    3. участие воспитанников ДОУ в совместной образовательной деятельности с обучающимися ОО (региональный интерактивный конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ "Страна открытий");
    4. организация совместных выставок рисунков, поделок ("Новогодний сувенир", 2015 г., "Новогодний талисман", 2014 г., "Новогодняя елка", 2013 г., "Ёлочное украшение", 2012 г. и др.);
  4. Сотрудничество с родителями:
    1. проведение совместных родительских собраний с педагогами ДОУ и учителями школы;
    2. организация Дня открытых дверей в ОО для родителей и воспитанников ДОУ (открытые уроки, коррекционно-развивающие занятия, внеурочные мероприятия, встречи-консультации администрации, педагогов, специалистов школы для родителей будущих первоклассников);
    3. комплексные консультации для родителей "Как подготовить ребёнка к школе", "О значении УУД для обучения в школе", "Как оценить готовность будущих первоклассников к обучению", "Поступление в школу – важное событие в жизни семьи".

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ при переходе из ДОУ в школу предполагает, что в образовательном учреждении разработана и действует система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу:

  1. Организационно-содержательная деятельность образовательной организации по преемственности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы:
    1. организация единого образовательного пространства ОО и ДОУ, создание педагогических и социально-психологических условий для обучения и развития личности ребенка с ОВЗ, обеспечение единства требований, условий и подходов в оказании оптимальной психолого-педагогической помощи;
  2. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с позиции преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО:
    1. исследование особенностей мотивационного и эмоционально-волевого компонентов личности первоклассников в период адаптации к школе;
    2. психолого-педагогическая диагностика уровня готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе
    3. разработка и введение дополнительных опорных программ-ориентиров по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;
    4. мониторинг по результатам реализации ФГОС, формированию УУД;
    5. психолого-медико-педагогический консилиумы: "Организация комплексного сопровождения обучающихся, родителей и педагогов специалистами школьного ПМПк", "Особенности индивидуального и личностного развития, эмоционально-волевой сферы обучающихся в переходный период из дошкольного учреждения в начальную школу" (1-е классы), "Особенности интеллектуального и личностного развития ребенка. Освоение ФГОС. Достижение метапредметных результатов. Трудности в усвоении образовательной программы (1-е классы)";
    6. организация коррекционно-развивающих занятий с обучающимися.

Организация работы по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД осуществляется через выполнение "Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования". Динамика формирования УУД у обучающихся с ОВЗ отслеживается через проведение психолого-педагогической диагностики. Мониторинг по формированию и развитию УУД у обучающихся с ОВЗ проводится системно. Результаты фиксируются в индивидуальной карте учета динамики развития ребенка.

Анализ результатов деятельности по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО, психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин