Формирование личностных универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию внеурочной деятельности

Алифер Наталья Анатольевна, заместитель директора по ВР, ГКОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск

Концепцией духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России определены важнейшие задачи современного образования, приоритетной из которых является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы, одним их которых является принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Более подробно мне бы хотелось остановиться на процессе формирования такого личностного УУД – смыслообразование, в части приобретения личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов. Основными показателями формирования смыслообразования являются мотивы учебной активности и уровень социальной зрелости обучающихся.

Развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – одно из ведущих направлений в работе нашей школы. Именно в школе, с помощью организованной внеурочной деятельности, учитывая психофизические, возрастные особенности обучающихся с ОВЗ их характеристики личности должен осуществляться процесс формирования личностных УУД.

Возникает вопрос: как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это? 

Для получения ответа на этот вопрос нужно:

  • поддерживать познавательную потребность обучающихся;
  • эмоционально стимулировать умственные усилия и проявление творчества обучающихся;
  • развивать навыки социального общения и личностного отношения к происходящему;
  • участвовать в общественной жизни школы.

По результатам мониторинга образовательной организации ежегодно от 8 до 19% обучающихся школы имеют низкий уровень учебной мотивации и 8% - негативное отношение к школе.

По результатам диагностики, организованной педагогом – психологом, "Определение уровня социальной зрелости выпускников 9-х классов" (методика Кожевниковой Т.Н., Сундуковой Т.А., Тютюнник Н.А.) ежегодно от 5 до 18% обучающихся 9 классов имеют критический уровень социальной зрелости. 

Используя данные диагностического обследования, можно сделать вывод, что обучающиеся с задержкой психического развития затрудняются в самоопределении, имеют слабую жизненную позицию. 

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска эффективных способов решения педагогической задачи по формированию мотивов учебной активности и социальной зрелости, решение которой способствует развитию смыслообразования, самоопределения и успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

В нашем образовательном учреждении создана интегративная модель внеурочной деятельности, включающая в себя модель дополнительного образования и модель "школы полного дня".

Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы и очень важной составляющей образовательного процесса. 

В качестве организационного механизма выступает план внеурочной деятельности, в котором все реализуемые программы распределены в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, представлены формы реализации плана и объем недельной нагрузки, которые способствуют формированию личностных УУД.

План внеурочной деятельности 

Направления внеурочной деятельности

Формы реализации

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

ОП о здоровом образе жизни, соревнования, турниры, эстафеты, спартакиады, оздоровительные акции, походы

3

2

3

3

Общекультурное

Кружки, проекты, конкурсы, концерты, выставки, акции, игры, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, культпоходы

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

Кружки, исследовательские проекты, викторины, игры, беседы, экскурсии

1

2

2

2

Духовно-нравственное

Кружки, конкурсы, экскурсии, посещение музеев, выставок, спектаклей, фестивали искусств, литературные чтения, проектная деятельность

2

2

2

2

Социальное

Акции, профилактико-предупредительные мероприятия, беседы, выставки,экскурсии, проекты, праздничные, спортивные, досуговые мероприятия, пропагандирующие ЗОЖ

3

3

2

2

Итого:

10

10

10

10

Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные ресурсы: 

  • внутришкольная система дополнительного образования;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования НГО;
  • образовательные программы учреждений культуры, спорта Новоуральского городского округа;
  • организация работы групп продленного дня;
  • классное руководство;
  • деятельность специалистов образовательной организации.

Достигнутые в ходе урочной деятельности предметные результаты помогают в формировании и развитии личностных результатов во внеурочной деятельности.

Одной из ярких форм организации внеурочной деятельности являются общешкольные мероприятия в рамках воспитательной системы школы. 

На протяжении 2015 – 2016 учебного года реализуется общешкольный проект "Здоровый ты – здоровая нация", в котором принимают участие обучающиеся с 1 по 9 класс.

Основной целью школьного проекта является создание условий для формирования и развития творческих, познавательных способностей через вовлечение обучающихся школы во внеурочную деятельность как один из факторов успешной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ. Для реализации школьных проектов используется технология длительной игры Надежды Егоровны Щурковой.

Содержание проектов включает в себя несколько этапов. Использование в работе современных педагогических технологий: информационно–коммуникационной, здоровьесберегающей, технологии проектной деятельности стимулирует не только творческую, но и познавательную деятельность обучающихся с ОВЗ, позволяет достигнуть положительных результатов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 

Для реализации школьных проектов используются различные формы организации внеурочной деятельности: викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, фестивали, проекты. Использование различных форм реализации проекта позволяет обучающимся использовать полученные предметные знания в разнообразных видах внеурочной деятельности. Участникам проекта предоставляется возможность попробовать и проявить себя в разных областях деятельности с учетом собственных интересов, возможностей, способностей.

Таким образом, участие в школьных проектах способствует формированию мотивов учебной активности, повышению уровня самооценки обучающихся, стимулированию познавательной активности и творческой способности. 

Одним из эффективных путей организации внеурочной деятельности в школе является организация и проведение традиционных общешкольных мероприятий. Инициаторами, организаторами и активными участниками таких мероприятий являются обучающиеся.

В рамках воспитательной системы школы традиционными являются следующие мероприятия:

  • Торжественная линейка "Здравствуй, школа!", посвященная Дню Знаний;
  • День Здоровья;
  • Красный, желтый, зеленый;
  • Новогодний калейдоскоп;
  • Защитникам России - слава!;
  • Концерт детского творчества "Весеннее настроение";
  • День открытых дверей;
  • Выставка "Творчество юных";
  • Фестиваль песен военных лет;
  • Обучающая игра "Я - сам!", посвященная Дню защиты детей;
  • Последний звонок;
  • Выпускные вечера для 4-х, 9-х классов.

Участвуя в традиционных общешкольных мероприятиях в качестве организаторов, участников, ведущих, обучающиеся приобретают опыт организаторской работы, формируются и развиваются их коммуникативные умения, проявляются лидерские качества, развиваются творческие способности. В процессе работы воспитываются такие личностные качества как ответственность, гражданственность, терпимость по отношению к другим, критичность.

 Формирование личностных УУД происходит во внеурочной деятельности, что позволяет повысить учебную мотивацию, заложить фундамент развития социально зрелой личности.

Представленные формы организации внеурочной деятельности способствуют формированию мотивов учебной активности и повышению уровня социальной зрелости обучающихся, дают возможность определять интересы каждого ребенка, приобретать социальный опыт, помогают в достижении личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Актуальным и важным является контроль процесса формирования и развития учебной мотивации и социальной зрелости.

На протяжении нескольких лет результаты по тесту "Мотивы учебной деятельности" остаются на стабильном уровне, общий показатель по факторам истинно учебной мотивации соответствует стабильному среднему уровню. Средний балл по факторам "Познание", "Достижение", "Саморазвитие", "Позиция школьника" говорит о преобладании истинно учебной мотивации над внешней у большинства обучающихся. Большинство обучающихся (от 55% до 72%) предъявляют личные высокие уровни учебной мотивации.

Результаты обследования "Определение уровня социальной зрелости" (Кожевникова Т.Н., Сундукова Т.А., Тютюнник Н.А.) говорят о том, что большинство обучающихся от 65 до 84% имеют допустимый уровень социальной зрелости. Критический уровень социальной зрелости ежегодно снижается с 27 до 8%. На протяжении нескольких лет обучающиеся с критическим уровнем социальной зрелости переходят в количество обучающихся с допустимым уровнем. Общие результаты показывают, что у большинства выпускников процесс формирования уровня социальной зрелости прошел успешно, что является необходимым условием самостоятельного жизненного и профессионального выбора, успешной социализации и интеграции. 

Таким образом, благодаря организованной в школе систематической, целенаправленной работе, созданы педагогические условия, позволившие определить эффективные организационные формы внеурочной деятельности, способствующие формированию личностных универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин