Куренкова Светлана Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа № 4", Екатеринбург
Дети с расстройствами аутистического спектра, так же как все другие дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с типично развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
В настоящее время детский аутизм рассматривается, прежде всего, как особый тип нарушения психического развития, нуждающегося в своих формах коррекционной работы психолога и педагога.
1. Дети с расстройствами аутистического спектра
На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребенок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растет.
Аутизм является стойким и стабильным заболеванием, его симптоматика остается у больного на всю жизнь, ее выраженность зависит лишь от своевременной коррекции заболевания. Достаточно часто аутисты ведут практически полноценную жизнь, не испытывая серьезных трудностей.
В диагнозе таких детей присутствуют такие составляющие, как:
- отсутствие интереса к окружающим людям, снижение интереса к социальным контактам;
- проблемы с общением и взаимодействием с другими, невротические реакции на "социальные" ситуации – истерики, мутизм, паника;
- стереотипное поведение, странные интересы (например, дети предпочитают играть с явно неигровыми предметами: ботинками, обрывками газет, шнурками и т.д.) [3, c.24].
В настоящее время общепризнано, что помощь средствами образования требуется этим детям не меньше, а во многих случаях и больше, чем медицинская, что адекватно организованный начальный период школьного образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка с аутизмом. Вместе с тем и сейчас такому ребенку чрезвычайно трудно вписаться в современную систему образования.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт ОВЗ
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее перспективным вариантом образовательной программы является развитие комбинированных образовательных организаций (комбинированных школ), реализующих как основные, так и адаптированные образовательные программы, и включающие в свой состав обычные, комбинированные (инклюзивные) и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья социально развиваться в среде обычных сверстников. А также поспособствует формированию жизненной компетенции ребенка, что является неотъемлемой частью общего образования детей с ОВЗ. И поэтому необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии [4].
Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования . Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. В основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток.
2.1. Направления в реализации инклюзивного образования
Организация и формы сопровождения и поддержки в условиях инклюзивного образования:
- создание службы предоставления комплексных социально-педагогических услуг детям с высоким уровнем потребностей в образовании и их семьям;
- формы инклюзивного образования, ресурсы инклюзивного образования [1, c.34].
Технологическое, дидактическое и информационное обеспечение инклюзивного образования:
- создание практики эффективного включения учеников с особыми образовательными потребностями в образовательную среду;
- наработка опыта адаптации образовательных программ и учебных планов;
- наработка опыта разработки и использования информационных технологий
Подготовка квалифицированных кадров для работы в таких классах.
2.2. Адаптированная образовательная программа
В процессе обучения детей с расстройствами аутистического спектра должна использоваться адаптированная образовательная программа.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [2, c.45].
Принципы формирования адаптивной образовательной программы обучения:
- служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;
- является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;
- является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;
- составлена с целью повышения успешности ученика.
2.3. Этапы работы с детьми ОВЗ в учебной деятельности в инклюзивных классах
- Выявление трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
- Проведение диагностики и психолого-педагогического мониторинга школьным консилиумом.
- Консультирование родителей по проблеме компенсации, восполнению пробелов.
- Определение оптимального для ребёнка уровня сложности образовательных программ, составление адаптированной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.
- Включение ребёнка в деятельность (коррекция и развитие).
- Контрольная диагностика и рефлексия.
Заключение
В результате правильно организованного учебного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра:
- у учеников появится возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
- адаптация детей с ОВЗ будет навязчива и не будет содействовать выработке стереотипов;
- у детей появятся возможности для обобщения и передачи навыков.
Список литературы:
- Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 2008 года. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 148 с.
- Материалы Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России». – М.: МГУ, 2015. – 130 с.
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. – М.: Дефектология, 2006. – 120 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2015.