Букатина Светлана Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат № 2", Нижний Тагил
Особенности учебного поведения:
- ребенок трудно адаптируется в любой новой ситуации;
- легче себя чувствует в привычной, стереотипной обстановке. Он "лучше" ведет себя на структурированном уроке, чем на перемене;
- ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;
- у ребенка часто наблюдается наличие "своих", не вполне адекватных "учебных" стереотипов;
- нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам в начале и конце учебного дня (например, разбирание и собирание портфеля);
- легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем или планов деятельности;
- имеет большую латентность в ответах, иногда – наоборот – мгновенность, по сравнению с другими детьми;
- затрудняется отвечать у доски, с места, письменно;
- темп, работоспособность и продуктивность его деятельности в целом снижены, иногда неравномерны;
- у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, трудности анализа собственного поведения;
- письменную речь такой ребенок часто может воспринимать легче, чем устную;
- ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;
- ребенок нуждается в составлении индивидуальной образовательной программы и ведении специальных занятий со специалистами, способствующих формированию его представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков.
Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, — все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы. Растерянность, тревога ребенка уменьшатся, если он четко усвоит свое основное место занятий и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем.
Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени. Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.
Планируя занятия с таким ребенком, необходимо помнить о его высокой психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, своевременное переключение на отдых. Это можно сделать даже в условиях работы в классе, спланировав для такого ребенка возможность временно выйти из общего ритма, а затем вернуться к общим занятиям.