Янышева Светлана Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", пос. Монетный
Помощь?! Кто, когда, где? Где родители могут получить помощь, когда понимают, что их ребенок развивается совсем не так, не соответствует "нормативам", усредненным показателям возраста ребенка. Одна группа таких родителей стараются пойти и обозначить это в детской больнице. Вторая же группа родителей, дети которых уже посещают ДОУ, пытаются "проломиться" через "стену" специалистов. Хорошо, если родитель сам понимает, что есть проблема и нужно действовать!
Сталкиваясь с реальностью часто слышишь: "Не переживайте, всё образуется!", "А что Вы хотели! У вас такие были сложные роды! ... Некоторые убеждают, что с ребенком все нормально: "Ну да, немного запаздывает в развитии, но ничего страшного, все с возрастом сгладится. Как говорят - "израстёт!".
Как же красивое и модное словосочетание – "ранняя помощь"? Понимая, что последнее время характеризуется стойкой тенденцией к увеличению числа новорожденных с различными патологиями, отклонениями в здоровье, идет продвижение концепции ранней диагностики и коррекции. Если же говорить о качестве, своевременности и активности оказания "ранней помощи" - то можно услышать крик души многих родителей!
Путь "борьбы и сопротивления" с ответственными лицами детского сада проходит каждый родитель, имеющий ребенка с ОВЗ. В нашем регионе в детских садах не хватает специалистов, в том числе грамотных, с соответствующим образованием, на практике владеющих методами, технологиями коррекционного образования, способных комплексно сопровождать таких детей и видеть перспективы их роста, развития.
В положениях о ПМПк детских садов, говорится, что консилиум создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом, речевом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования. К сожалению, ни о какой своевременности говорить не приходится!
Из практики. Родитель, заметив, что у его ребенка невнятная речь, непонятная для окружающих, обозначает данное воспитателю. Воспитатель не реагирует!!! (Мысли родителя: 1) воспитатель не понимает проблемы? 2) воспитателю не хватает определенного образования и ему не помогают "свыше"?). Или это говорит о безразличии специалистов детского сада, о формальном характере работы консилиума в детском саду, когда результаты диагностики не обсуждаются на уровне ПМПк специалистами для выстраивания индивидуальной работы с ребенком, нуждающимся в особой организации образования, в специальных образовательных условиях с реализацией ряда направлений психолого-педагогической коррекции воспитанника ДОУ. При выявлении речевых нарушений работа логопеда должна была уже начаться. Но её нет!? Вот и получается, чтобы не усугублять проблемы с развитием детей, не найдя отклика ни в больнице, ни в детском саду, родители начинают посещать платных специалистов вне детского сада, чтобы хоть как-то помочь своему ребенку.
Вот Вам и служба "ранней помощи"! Та, что должна оказывать психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку и сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А как же должна быть организована служба ранней помощи для содействия оптимальному развитию и социализации в обществе ребенка с ОВЗ?
Она должна быть представлена тремя взаимосвязанными блоками.
Первый блок ориентирован на детей и включает в себя организованные формы оказания помощи детям раннего возраста с ОВЗ.
В группах раннего возраста психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в виде развивающих занятий в соответствии с программой, реализуемой в детском саду; коррекционных занятий; игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Второй блок направлен на оказание помощи педагогам, работающими с детьми раннего возраста.
Третий блок ориентируется на оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Но не через "вывешивание" информации на стендах, а через взаимодействие, консультирование. Например, "Школу заботливых родителей". Родителей нужно убеждать в серьезности проблем в развитии ребенка (если они сами не понимают или не хотят этого замечать!), в необходимости выполнения рекомендаций специалистов.
Если бы на практике все это было своевременно внедрено, апробировано и урегулировано в детских садах нашего региона, тогда бы по итогам деятельности "службы ранней помощи" можно было бы отмечать положительные результаты в развитии детей с ОВЗ. Но "БЫ" мешает!
На данный момент времени: модель комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии не работает! Поэтому ни о каком снижении количества детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте и говорить не стоит.
Из-за отсутствия опыта в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста в детских садах, необходимая помощь детям с ОВЗ затягивается, а как следствие - своевременно не оказывается.
В нормативно-правовых актах пока только красиво написано о ранней диагностике и помощи детям с ОВЗ, а на самом деле получается борьба для того, чтобы эту помощь начали оказывать.
Часто видим: у всех детей уровень развития согласно возрастной норме. Так, видимо, "удобнее" ДОУ: не видишь проблемы – решать не нужно!, не нужно создавать специальные условия для обучения и воспитания детей и для обеспечения полного соблюдения прав и законных интересов детей – права ребёнка на получение качественного образования с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей.
Вот БЫ ещё родители молчали, которые заинтересованы в развитии своего ребенка! А НЕТ! Пусть молчит тот, кто НЕ ЛЮБИТ. А тот, кто СТРЕМИТСЯ, он ВЕРИТ, что "БЫ" уйдет в прошлое и риторических вопросов не будет! Имеют право! Главное - чтобы услышали!