Азикова Мария Алексеевна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа №1", Екатеринбург
Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают серьёзные трудности в процессе обучения письму. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не дописывают элементы букв, пишут буквы зеркально. Умственно отсталым учащимся очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова.
Формирование навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития осуществляется замедленными темпами. Необходимо проведение специальной коррекционной работы по формированию навыка письма детей данной категории.
Для работы с младшими школьниками автором статьи были разработаны рабочие тетради, в которых рассматриваются подходы к организации обучения письму детей с нарушениями интеллекта с точки зрения здоровьесбережения. В данной технологии обучения письму учащихся с умственной отсталостью первостепенная роль отводится формированию графических умений и навыков с помощью различных дидактических средств:
- рисование и раскрашивание по трафарету геометрических фигур, несложных орнаментов, картинок, напоминающих образы букв;
- рисование бордюров из прямых, кривых, ломаных и волнистых линий;
- написание графических элементов до устойчивого навыка.
Однако необходимо заметить, что одними дидактическими средствами добиться устойчивого навыка письма недостаточно. Успешность формирования навыка письма и особенно - становление почерка, во многом зависит oт соблюдения основных гигиенических правил:
- правильный подбор мебели;
- правильная посадка: опираться спиной о спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке; голову и плечи держать ровно; обе руки располагаются на столе, опираются о его край, а локти выходят за край стола; тетрадь сдвинута влево так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди; свет при письме падает слева для правшей и справа - для левшей;
- письмо шариковой ручкой, удерживают её три пальца - большой, указательный и средний.
Для некоторых детей с умственной отсталостью выполнение данных гигиенических правил невозможно в силу объективных причин. Поэтому за основу письма было взято вертикальное написание букв, что даёт возможность добиться ровного письма без обводки букв дважды.
Учитывая умственные особенности детей, автор увеличила размер рабочей и дополнительных строк, изменила цвет рабочей (чёрный) и дополнительной (синий) строк и упростила способ написания строчных и заглавных букв, что приводит к формированию единого зрительно-двигательного образа. Помимо этого, был также выбран более лёгкий механизм соединения букв в слоги и в слова.
Все буквы разделены на несколько групп, сходных по начертанию. При изучении буквы рассматриваются отдельные элементы, выделенные в тетради. Дети постепенно овладевают "маршрутом" написания буквы и графическими навыками письма. Важно, чтобы работа над формой отдельных букв была связана с отработкой правильности её написания в слогах и словах. Для этого разбирается предлагаемый слог (слово), отмечается место окончания буквы, способ соединения букв. Звук вводится в слово. Отдельным этапом проводится работа на нахождение звука в словах (начало, середина, конец). Например, при изучении буквы "М" дети проговаривают названия изображенных цветов, определяют место звука в слове и под рисунком отмечают положение буквы синим кружочком. В рабочей тетради также предлагается работа по развитию мелкой моторики руки на основе штриховки предметов (названия которых начинается с изучаемой буквы) в различных направлениях. Обязательным элементом урока является коррекционная работа с целью развития высших психических функций.
Вышеизложенная методика показывает, что внедрение здоровьесберегающих технологий ведёт к укреплению здоровья, так как создаются условия для предупреждения утомляемости, учета индивидуальных особенностей учащихся, мотивации учебных занятий, нацеленности учащихся на конечный результат, в процессе обучения сохраняется высокая познавательная активность и интерес.
Для детей созданы благоприятные условия обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии:
- ребёнка не сравнивают с хорошими учениками (правильная оценка деятельности и адекватные требования повышают уверенность в себе);
- небольшое количество учеников позволяет уделять больше внимания индивидуальной работе и создавать условия для концентрации внимания;
- специализированная помощь посредством особых приёмов и рекомендаций;
- ежедневное стимулирование ребёнка тем, что в рамках специального учебного процесса создается ситуация успеха;
- учитель при предъявлении требований обращает внимание на усталость, медленный темп работы ребёнка и другие нарушения в учёбе и учитывает это в своей работе;
- реализация взаимосвязи между специальным лечением и образовательным процессом.
В ходе анализа отмечено, что данная методика позволяет улучшить качество и ритмичность письма, повысить успеваемость и мотивацию к занятиям в последующих классах. В целом у детей увеличилась скорость письма, количество графических перестановок букв, улучшилось зрительное внимание и память, что положительным образом влияет на здоровье. Это позволяет успешно обучать детей, способствует коррекции высших психических функций и развитию личности - дети стали активными, свободно ориентируются в окружающем мире, вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.