Коррекционные возможности авторской рабочей тетради при обучении письму младших школьников с нарушением интеллектуального развития

Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Азикова Мария Алексеевна, учитель, ГКОУ СО "Екатеринбургская школа №1", Екатеринбург

Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают серьёзные трудности в процессе обучения письму. Они плохо ориентируются в тетради: теряют строчку, не дописывают элементы букв, пишут буквы зеркально. Умственно отсталым учащимся очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова.

Формирование навыка письма у детей с нарушением интеллектуального развития осуществляется замедленными темпами. Необходимо проведение специальной коррекционной работы по формированию навыка письма детей данной категории.

Для работы с младшими школьниками автором статьи были разработаны рабочие тетради, в которых рассматриваются подходы к организации обучения письму детей с нарушениями интеллекта с точки зрения здоровьесбережения. В данной технологии обучения письму учащихся с умственной отсталостью первостепенная роль отводится формированию графических умений и навыков с помощью различных дидактических средств:

  • рисование и раскрашивание по трафарету геометрических фигур, несложных орнаментов, картинок, напоминающих образы букв;
  • рисование бордюров из прямых, кривых, ломаных и волнистых линий;
  • написание графических элементов до устойчивого навыка.

Однако необходимо заметить, что одними дидактическими средствами добиться устойчивого навыка письма недостаточно. Успешность формирования навыка письма и особенно - становление почерка, во многом зависит oт соблюдения основных гигиенических правил:

  • правильный подбор мебели;
  • правильная посадка: опираться спиной о спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или на подставке; голову и плечи держать ровно; обе руки располагаются на столе, опираются о его край, а локти выходят за край стола; тетрадь сдвинута влево так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди; свет при письме падает слева для правшей и справа - для левшей;
  • письмо шариковой ручкой, удерживают её три пальца - большой, указательный и средний.

Для некоторых детей с умственной отсталостью выполнение данных гигиенических правил невозможно в силу объективных причин. Поэтому за основу письма было взято вертикальное написание букв, что даёт возможность добиться ровного письма без обводки букв дважды.

Учитывая умственные особенности детей, автор увеличила размер рабочей и дополнительных строк, изменила цвет рабочей (чёрный) и дополнительной (синий) строк и упростила способ написания строчных и заглавных букв, что приводит к формированию единого зрительно-двигательного образа. Помимо этого, был также выбран более лёгкий механизм соединения букв в слоги и в слова.

Все буквы разделены на несколько групп, сходных по начертанию. При изучении буквы рассматриваются отдельные элементы, выделенные в тетради. Дети постепенно овладевают "маршрутом" написания буквы и графическими навыками письма. Важно, чтобы работа над формой отдельных букв была связана с отработкой правильности её написания в слогах и словах. Для этого разбирается предлагаемый слог (слово), отмечается место окончания буквы, способ соединения букв. Звук вводится в слово. Отдельным этапом проводится работа на нахождение звука в словах (начало, середина, конец). Например, при изучении буквы "М" дети проговаривают названия изображенных цветов, определяют место звука в слове и под рисунком отмечают положение буквы синим кружочком. В рабочей тетради также предлагается работа по развитию мелкой моторики руки на основе штриховки предметов (названия которых начинается с изучаемой буквы) в различных направлениях. Обязательным элементом урока является коррекционная работа с целью развития высших психических функций.

Вышеизложенная методика показывает, что внедрение здоровьесберегающих технологий ведёт к укреплению здоровья, так как создаются условия для предупреждения утомляемости, учета индивидуальных особенностей учащихся, мотивации учебных занятий, нацеленности учащихся на конечный результат, в процессе обучения сохраняется высокая познавательная активность и интерес.

Для детей созданы благоприятные условия обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии:

  1. ребёнка не сравнивают с хорошими учениками (правильная оценка деятельности и адекватные требования повышают уверенность в себе);
  2. небольшое количество учеников позволяет уделять больше внимания индивидуальной работе и создавать условия для концентрации внимания;
  3. специализированная помощь посредством особых приёмов и рекомендаций;
  4. ежедневное стимулирование ребёнка тем, что в рамках специального учебного процесса создается ситуация успеха;
  5. учитель при предъявлении требований обращает внимание на усталость, медленный темп работы ребёнка и другие нарушения в учёбе и учитывает это в своей работе;
  6. реализация взаимосвязи между специальным лечением и образовательным процессом.

В ходе анализа отмечено, что данная методика позволяет улучшить качество и ритмичность письма, повысить успеваемость и мотивацию к занятиям в последующих классах. В целом у детей увеличилась скорость письма, количество графических перестановок букв, улучшилось зрительное внимание и память, что положительным образом влияет на здоровье. Это позволяет успешно обучать детей, способствует коррекции высших психических функций и развитию личности - дети стали активными, свободно ориентируются в окружающем мире, вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Авторская рабочая тетрадь.pdf)Авторская рабочая тетрадь.pdf774 Кб

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин