Щавлева Оксана Николаевна, преподаватель, ГБПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил
В последнее десятилетие в образовательной политике России происходят системные изменения: складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Государство и общество предъявляют новые социальные требования к российскому образованию – обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Результаты многочисленных исследований, изучение практической работы учреждений свидетельствуют о том, что в общеобразовательных учреждениях увеличивается количество воспитанников с проблемами здоровья, характеризующихся неоднородностью по уровню физического, психического и социального развития. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 250 тыс. чел. обучаются в общеобразовательных классах. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют многочисленную группу.
Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся обучающихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
Во многих общеобразовательных учреждениях г.Нижний Тагил функционируют классы для детей с задержкой психического развития, и исходя из неоднородности и значительного разброса показателей нарушенного развития в психологических характеристиках детей с ЗПР мы наблюдаем следующие базовые модели интегрированного обучения: постоянная полная интеграция (инклюзия), т.е. обучение в общеобразовательных классах, данная модель интеграции эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной норме; временная частичная интеграция, т.е. обучение в классах для детей с задержкой психического развития, эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в специально организованном коррекционном обучении с учетом структуры нарушения развития.
В связи с этим возникает необходимость включения детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся обучающихся и организации комплексного психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно на протяжении всего периода обучения в условиях общеобразовательного учреждения.
Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога). Специалисты сопровождения отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ, текущие и этапные результаты адаптации, динамику развития и личностного роста обучающихся, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья.
Все вышесказанное позволяет выстроить программу психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, включающую в себя следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, организационно-методический, оценочный.
Диагностический этап включает в себя систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами школьного ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать индивидуальную программу коррекционной работы с ребенком.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПк на коррекционно-развивающем этапе определяются основные направления, периодичность и продолжительность цикла занятий с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции. Наиболее важной задачей является при этом разработка программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Согласно программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся целесообразно включать в учебный план образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья курсы "Я учусь учиться" (1-4 класс) с целью формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, "Уроки психологии" (5-9 класс), направленные на развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активная помощь и поддержка родителей. Однако на практике оказывается, что родители относятся к процедуре взаимодействия со специалистами ПМПк безразлично, игнорируя проблемы своего ребенка.
На консультативном этапе необходимо осуществлять помощь педагогам и родителям в воспитании и обучении ребенка с ЗПР, разрабатывать рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразны: выступления на методических объединениях по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование, оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Специалисты ПМПк в доступной форме рассказывают родителям об особенностях их ребенка, указывают на его положительные качества, объясняют, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться их проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий специалистов.
На индивидуальных и групповых консультациях должны проводиться совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализироваться факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываться рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется через индивидуальные консультации, групповые тематические консультации, тематические родительские собрания, родительский всеобуч и т.д.
Организационно-методическое направление. Данное направление деятельности включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Для оценки результативности проведенной работы на оценочном этапе изучаются оценки успеваемости по предметам, личностные достижения ученика, его участие в спортивных, культурно-досуговых мероприятиях, межличностное отношения с родителями и одноклассниками. Координируется взаимодействие основных педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, результаты фиксируются в разработанной нами психолого-педагогической карте сопровождения обучающегося с ЗПР.
Опыт работы в рамках психолого-педагогического сопровождения был представлен на областном семинаре "Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья" (2013), педагогических чтениях "Образование детей с особыми образовательными потребностями: опыт, традиции, перспективы" (2016), региональной научно-практической конференции "Доступная среда, инклюзия как культура: опыт и перспективы" (2016). целью обмена учебно-методическим опытом с коллегами образовательного пространства мною создан персональный сайт педагога-психолога на Современном учительском портале, где размещены рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения детей с ЗПР. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные образовательными потребностями детей с ЗПР и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.