Власова Светлана Викторовна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
- Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Этот этап пред-полагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной
деятельности на уроке. На данном этапе организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно актуализирую требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо"); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу"); устанавливаю тематические рамки ("могу"). - Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаю затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
- Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения:
- организовываю восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;
- выявляю причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
- Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
- ставят цель;
- строят план достижения цели;
- предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и, на основе этого метода, средств (алгоритмы, модели, учебник);
- построение плана достижения цели.
- Реализация построенного проекта. На данном этапе организую:
- решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково);
- фиксацию преодоление затруднения;
- уточнение характера нового знания.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организую усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (Фронтально, в парах или группах)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организую самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Включение в систему знаний и повторение. Организую выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). "...Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр". Организую оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Считаю, что преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии в том, что изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию, сокращается время, необходимое для изучения материала, развивается мотивационно-ценностная сфера личности, формируется осознанная познавательная мотивация, реализуются развивающие цели урока.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии в коррекционной школе создаёт необходимые условия для развития умений учащихся с нарушением интеллекта мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.