Зянтерекова Евгения Владимировна, учитель физкультуры, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи по сравнению с недавним прошлым существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Основной целью коррекционной школы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в старшей школе. Одной из важнейших целей работы учителя по физической культуре по-прежнему является охрана и укрепление здоровья обучающегося. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе сюжетной игры, подвижной игры, овладение тонко координированными движениями рук – необходимые звенья в общей системе коррекционного обучения.
Коррекция особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между речью и движениями, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие двигательной координации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый год обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка. Подвижные игры являются составной частью физкультурных занятий.
Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий обучающихся. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых).
Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Подвижные игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию обучающегося, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.
У обучающихся с речевыми нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить обучающимся подвижную игру, учитель должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам учитель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к обучающимся, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый обучающий должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать водящему и товарищам, выполнять действия вместе с учителем. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте способствует укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся, закрепляет успехи, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991
- Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н.М. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. М.: АСАDEMА, 2000
- Бабаринский Ю.К. Требования к современному уроку. – Гомель, 1981
- Дмитриев А.А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.: Академия, 2002