Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель музыки, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка, тем более уверенно он чувствует себя в среде ровесников и тем больше возможностей он имеет для расширения круга своего общения. Именно в общении он может проявлять себя как личность и реализовывать себя в среде сверстников, где усваиваются нравственные принципы очень актуальные для общества и социальной среды.
Подростки с ОВЗ испытывают трудности в общении: они хотят, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, не умеют и не желают признавать свою вину в конфликтной ситуации, проявляя защитные формы поведения, не умеют самостоятельно планировать свои действия.
Для преодоления этих трудностей необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми ОВЗ, как на индивидуальных коррекционных занятиях, внеурочной и в урочной деятельности.
Общение в жизни подростков играет важную роль и становится ведущей деятельностью, а музыка на этом этапе жизни - одним из его важных составляющих.
Главная задача учителя музыки – формирование понимания детьми эмоционального характера музыки, осознание и осмысление эмоций, чувств своих собственных и окружающих их людей.
Поэтому особенно в это время уроки музыки могут выполнять одну из ведущих функций в развитии коммуникативной компетентности подростка.
Виды деятельности на уроках музыки включают в себя слушание и анализ музыкального произведения, высказывание личных впечатлений от прослушанной музыки, осуществление сравнительных характеристик музыкальных произведений, знакомства с творческим путем композитора, стилями в музыке, пение.
Интересными уроками для подростков будут те, которые наполнены проблемными размышлениями, эстетическим переживанием.
Слушая музыкальное произведение, каждый человек, понимает его по-своему, здесь важно выразить и обосновать свою точку зрения, при этом уважительно отнестись к мнению другого, даже если оно не совпадает с твоим. Разные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия у подростков, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
Игра – одно из ведущих средств всестороннего развития личности ребенка любого возраста. Работа в парах, группе, использование игрового метода на уроке создает огромные возможности для совместной деятельности обучающихся: умению вести диалог, развивают дискуссионные навыки и если урок музыки наполнен такими методами он плодотворен и успешен в освоении материала.
Прежде чем переходить к дискуссии, а это самый сложный вид деятельности для подростков с ОВЗ необходимо организовать ее и обучить этому. Обучающиеся получат знания о правилах ведения дискуссии, диалога, составляют памятки, обговаривают условия для ведения диалога.
Правила ведения дискуссии (памятка).
Умей слушать и слышать друг друга.
Дайте возможность высказать свое мнение группе.
Умейте воспринимать советы и критику в свой адрес.
Любое мнение ценно.
Хочешь высказаться - подними руку.
Говорите по одному.
Проявляйте терпимость к ошибкам других в ходе совместной работы групп.
Согласовывайте свои интересы с общими.
Правило "здесь и теперь" обсуждению в группе подлежит только то, что касается темы дискуссии.
Использование высказываний от своего имени: фразы - "я считаю, что, "я думаю…", правильно ли я понял(а), "некоторые из нас думают..", " многие меня не поняли…".
На уроке музыки нужно использовать организованное ролевое общение, через ролевую игру – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
Игра "брейн-ринг" (форма популярной передачи) занимает почетное место на итоговых уроках четверти. Несколько групп в классе вместе готовят ответы на поставленные вопросы, обсуждают, приходят к общему мнению и докладывают о них. Используются вопросы по знанию творчества композиторов, биографии, музыкальных произведений.
Игра "Экскурсия по музею", посвященному какому-либо композитору, где на основе подготовленных фотографий, карточек путеводителей, экскурсовод (ученик) рассказывает о творческом пути композитора. Такая форма работы призывает к более активному взаимодействию учителя и учеников, а также к ведению диалога.
Интервью – еще один прием работы, который не имеет возрастных ограничений. Суть этого приема заключается в том, чтобы опросить как можно больше присутствующих на уроке обучающихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого дети, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирая себе собеседника, которому адресуют вопрос, фиксируя ответы в тетради. Итоги опроса фиксируются на доске и используются для дальнейшего обсуждения.
Такое речевое взаимодействие способствует установлению контактов и умению вести диалог, внимательно слушать партнера, обращаться друг к другу с вежливыми просьбами, выражать благодарность, формирует социальные умения.
Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков к учебной деятельности, развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся в музыкальной деятельности является одним из главных средств социокультурного развития подростков с ОВЗ.