Хрущёва Людмила Николаевна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит
Одной из наиболее важных задач в обучении детей с нарушением интеллекта является формирование личностных качеств обучающегося и овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Эта задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Формирование жизненной компетенции обучающихся осуществляется в рамках коррекционного учебного предмета: домоводство.
Психолого-педагогическая проблема социальной адаптации детей данной категории является особо актуальной, так как большинство из них слабо ориентированы в окружающем предметном и социальном мире, не в состоянии самостоятельно выполнять многие жизненно необходимые функции, не знают и не соблюдают элементарных навыков самообслуживания. Многие из них нуждаются в постоянной помощи и поддержке, организации их повседневной жизни. От уровня сформированности социально-бытовой компетентности зависит, насколько личность сможет организовать свою жизнедеятельность, сделать ее комфортной для себя и полезной для общества.
Формирование личности обеспечивается способностью выстраивать и регулировать собственное поведение и общение с социальным окружением, развивать необходимые современному человеку личные качества (самостоятельность, ответственность, независимость, уверенность в себе, нацеленность на успех, адаптивность, толерантность и др.).
Цель программы по учебному предмету "Домоводство" — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- научить производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности;
- формировать практические действия, реальные дела, необходимые для устойчивого поведения;
- заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем окружении учащихся;
- коррекция психических, познавательных процессов.
Изучение предмета домоводства начинается с 5 класса. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Программа по учебному предмету "Домоводство" построена по концентрическомупринципу и имеет 12 разделов. В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс, основные разделы (например, "Питание", "Одежда и обувь", "Семья" и т.д.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями; в 8-м классе вводиться раздел "Разумная экономика домашнего хозяйства" и продолжается в 9 классе. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
В современном мире ребенок с нарушением интеллекта должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Для решения этой задачи в в ГКОУ СО "Ачитская школа - интернат" созданы следующие условия:
- Кабинет "Домоводство" состоит из нескольких зон: учебная зона - рабочее место учителя и посадочные места для обучающихся (6 - 12) человек. Рабочее место учителя оборудовано письменным столом, классной доской, компьютером. Вдоль боковой стены располагается стенка-шкаф, для хранения пособий, оборудования; кухонная зона - оборудована кухонным гарнитуром, 2 мойки, 1 трехконфорочная электроплита. Подведена холодная вода, установлен водонагревательный прибор (титан); столовая зона - 1 обеденный (сервировочных) стол и 8 стульев, шкаф для столовой посуды. Таким образом, в процессе выполнения заданий, в специально подготовленных условиях у обучающихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности. Активное отношение обучающегося к действительности развивает его любознательность.
- Для формирования жизненных компетенций не малое значение имеет программно-методическое обеспечение. Для занятий по домоводству использую разнообразный дидактический раздаточный материал, инструкции, технологические и инструктивные карты, наглядно – иллюстративные карты, индивидуально – раздаточный материал, плакаты, контрольно-измерительные материалы.
Для обучающихся по предмету домоводство до сегодняшнего дня учебники отсутствуют. - С целью формирования базовых учебных действий, жизненной компетентности обучающихся на уроках домоводства систематически использую активные формы и методы обучения.
Для организации занятий по домоводству использую следующие формы:
- Урок практических работ.
- Урок-экскурсия.
- Создание проблемной ситуации:
- Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх.
В таких познавательных играх решаются задачи базовых учебных действий:
- Личностные:
- Организация встречи гостей
- Организация досуга гостей
- Умение составлять меню и приготовление.
- Коммуникативные:
- Умение приветствовать
- Умение поддерживать диалог
- Умение найти выход из сложной конфликтной ситуации.
- Регулятивные:
- Умение спланировать этапы приёма гостей
- Выбрать адекватные средства реализации этапов приёма гостей
- Умение оценить результаты своей деятельности.
- Познавательные:
- Правила приготовления доброкачественной еды
- Правила приёма гостей.
Вывод: таким образом на уроках домоводства:
- расширяется бытовой и социальный опыт детей;
- повышается социальная компетенция;
- формируется адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих людей.