Боровских Людмила Витальевна, учитель-логопед, Коновалова Ирина Валерьевна, заведующий, МАДОУ № 2 "Солнышко", Сухой Лог
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – одно из основных условий их успешной социализации. Для обеспечения гарантированного качественного образования этой категории воспитанников необходимы специальные механизмы. В качестве одного из них можно рассматривать дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – это обучение с помощью дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при отсутствии личного контакта педагога с воспитанником, т.е. на расстоянии. Основным достоинством дистанционных технологий в обучении и коррекции детей с ОВЗ является отсутствие строгой привязанности к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного и коррекционного материала, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также в процессе обучения детей с ОВЗ появляется возможность организовать щадящий режим обучения.
По запросу родителей на предоставление образовательной услуги с использованием дистанционно образовательных технологий, в нашем ДОУ была организована рабочая группа по разработке учебно-методического электронного курса. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) разработан в системе eLearning Server 4G, представляет собой систематизированный учебный контент, размещенный в Системе, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
Наш электронный курс дистанционного обучения "Познавательная Развивашка" разработан с учетом комплексно-тематического планирования по лексическим темам. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Учебный материал дистанционного курса разбит на модули. Структура модуля по одной лексической теме:
- Приветственная часть – позволяет ребенку спокойно в игровой форме преступить к обучению.
- Информационно-обучающая часть – направлена на изучение лексической темы, включает в себя видео, аудио материалы, либо текстовую информацию.
- Игровая часть – включает в себя разнообразные игры (дидактические, речевые), которые предполагают уточнение и закрепление пройденного материала.
- Тестовая часть – предполагает проверку того, насколько ребенок усвоил тему.
- Литературная часть – включает в себя литературные произведения различных авторов по теме, фольклор, а также стихи и загадки.
- Продуктивная часть – в данном блоке представлены различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, ручной труд, конструирование).
- Заключительная часть – включает краткое подведение итогов, стимулирует мотивацию ребенка на дальнейшую работу в курсе.
Для закрепления пройденного материала, после модуля (лексическая тема) идет модуль (интерактивные игры).
Программа электронного курса разработана так, что процесс обучения происходит от простого к сложному, что позволяет ребёнку развиваться постепенно в соответствии со своими возможностями.
Содержание нового материала позволяет не только расширить кругозор детей, но и их словарный запас. Решать речевые проблемы помогают речевые игры. В таких играх ребенку необходимо использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяя их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам, отгадывает и придумывает загадки. Эти упражнения оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Для развития познавательных процессов используются специально подобранные интерактивные игры на развитие внимания, мышления, памяти.
Для создания творческой работы используется презентация с теоретической и практической частью, где подробно показываются все этапы выполнения задания. Все задания выполнены в форме увлекательных игр для повышения мотивации детей.
Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей воспитанников. Без их активного участия трудно добиться положительных устойчивых результатов. В работе с родителями необходимо найти взаимопонимание в том, что ребенок не только должен научиться определенным умениям и навыкам, но и использовать полученные знания и умения в дальнейшей жизни.
После проведения занятия родителю предлагается отослать отчёт о проведённой работе. В отчёте описывается сложность выполнения, проблемы и трудности, что ребёнку удалось сделать самому, к отчёту прилагается фото готовой работы.
Дистанционное обучение расширяет возможности для получения качественного образования ребенку с ОВЗ, помогает найти оптимальный для себя способ успешной адаптации.