Обеспечение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством музыки и изобразительного искусства

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Зырянова Любовь Львовна, учитель музыки, Пеньковская Татьяна Анатольевна, учитель изобразительного искусства, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Развитие творческого потенциала каждого обучающегося - одна из задач ФГОС ОВЗ.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным и музыкальным творчеством во всестороннем развитии, и в частности, эстетическом развитии личности ребенка.

Как развить творческие способности у детей с ОВЗ?

Рождению у ребёнка с ОВЗ творческих способностей способствуют различные виды арттерапии. Удачным примером служит разработанный цикл интегрированных уроков музыки и изобразительного искусства по темам: "Краски и звуки осени", "Сказочный лес", "Чудо-ложка", "Зимние зарисовки", "Дымковские игрушки", "Русские прялки", "Вечерний звон", "Весна в музыке и живописи", здесь включены различные виды деятельности. Слушание музыки чередуется с составлением рассказа по картине, хороводы, танцы, попевки и обрядовые песни, применяются как разминка-пауза. Творческая изобразительная деятельность осуществляется индивидуально, в парах или группах, с применением нетрадиционных техник, обязательно имеет тематическое музыкальное сопровождение.

Внеурочная деятельность - это одно из условий реализации ФГОС ОВЗ. Возможности дополнительного образования в образовательной организации используются для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями, действуют детские объединения "Юный художник", "Школьный праздник".

Музыка и изобразительное искусство, будучи специфическим художественным отражением объективной действительности, обладают огромной эмоциональной силой, имеют важное значение в развитии обучающегося с ОВЗ, его нравственно-эстетическом воспитании, при этом оказывают психотерапевтическое воздействие, выполняют коммуникативную, регулятивную функции.

Важным аспектом в социализации детей с ОВЗ является их участие в творческих конкурсах различного уровня. Дети принимают активное участие в школьных праздниках, на которых представляют танцевальные и вокальные номера, используют атрибуты, изготовленные своими руками на занятиях изобразительной деятельностью. Свой творческий опыт дети представляют при художественном оформлении зала к праздникам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников, повышению самооценки.

Участие в городском и областном фестивале для детей с ОВЗ "Мы все можем!", стало традиционным. Ежегодно на данном мероприятии дети представляют музыкально-исполнительскую деятельность и принимают участие в выставках творческих работ. Данные мероприятия, а также связь с городскими клубами и домом творчества дают возможность детям с ОВЗ проявить свою индивидуальность, свои творческие возможности и способности, наряду с детьми города, показать свой талант.

Применяемые формы работы помогают повысить динамику достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся в соответствие с требованиями к результатам освоения образовательной программы ФГОС ОВЗ.

На уроках музыки и изобразительного искусства дети все время действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Все это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремленную творческую личность.

Координация совместной деятельности учителя музыки и учителя изобразительного искусства способствует всестороннему развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умственному, нравственному, физическогому и эстетическому. Система совместных мероприятий оказывает положительное влияние на формирование творческого потенциала, личности обучающихся, а также отмечается значительная динамика в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.