Домашние физические эксперименты

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Валиева Накия Файзелхановна, учитель, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский

В наше время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому человеку необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для выполнения домашних заданий, осмысления пройденного на уроке материала, самостоятельного поиска и обработки информации. ФГОС ставит перед всеми участниками образовательного процесса новые задачи. Главная задача – развитие и возрастание личности обучающегося.

Развитие способностей у детей с ОВЗ является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе. При изучении физики большое внимание отводится проведению эксперимента и лабораторных работ.

О том, что физика как наука связана с экспериментальном методом исследования,  писал ещё Г. Галилей. Он считал, что сначала идёт восприятие явления (чувственный опыт), и оно может повлечь за собой изучение целой группы явлений. Затем идет переход к гипотезе. Далее идет математическое развитие, то есть нахождение логических следствий. И завершает это процесс опытная проверка.

Самостоятельное экспериментирование учащихся с ОВЗ имеет большое познавательное значение, чем эксперименты и демонстрации учителя. П.А.Знаменский: «Целесообразное сочетание самостоятельных работ учащихся с опытами учителя - лучшая форма занятий». Для того чтобы ученики действительно разбирались в физике, необходимо, чтобы они сами проводили простые опыты, а главное, разбирались в результатах поставленного эксперимента.

Практика показывает, что домашние эксперименты и наблюдения учащиеся выполняют с большим энтузиазмом.

Значение домашних экспериментальных работ выражается в следующих положениях:

  • домашний физический эксперимент является средством для более глубокого усвоения учебного материала, изучаемого в классе;
  • домашний физический эксперимент является одним из средств развития познавательного интереса;
  • домашние экспериментальные работы учащихся дают возможность хорошо связать теорию с практикой, с обыденной жизнью;

Особое значение домашние опыты и наблюдения имеют для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Выполнение домашних экспериментов и наблюдений играет особенно важную роль в подростковом возрасте, так как в этот период перестраивается характер учебной деятельности ученика. Подростка не всегда удовлетворяет то, что ответ на его вопрос есть в учебнике. У него появляется потребность получить этот ответ из жизненного опыта, наблюдений за окружающей действительностью, из результатов собственных экспериментов.

Тут важна роль родителей, это в первую очередь. Без их поддержки организовать эту работу будет трудно. Ребенку всегда рядом нужен добрый наставник, советчик, единомышленник, который подскажет, поможет в трудных ситуациях. А дома — это родители, которые заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Домашний эксперимент, кроме радости открытия, ещё и поможет сплотить семью.

Тема: "Вычисление плотности куска мыла"

Цель: Научиться определять плотность куска мыла.

Оборудование: кусок мыла в форме прямоугольного параллелепипеда, линейка.

Ход работы:

  1. Взять новый кусок мыла.
  2. Найти на этикетке мыла чему равна масса куска (в граммах)
  3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)
  4. Вычислить объем куска мыла: V=abc (в см3)
  5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V
  6. Заполнить таблицу:

m, г

масса

а, см

длина

b, см ширина

с, см

высота

V, см 3

объем

ƿ, г/см 3

плотность

           
  1. Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м
  2. Сделать вывод.

Этикетку прикрепить к работе

При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

 В процессе общественно полезного труда, составной частью которого является домашний физический эксперимент, учащиеся знакомятся с различными профессиями, «примеряет» к тем или иным сферам производства, профессиям.

Таким образом, применение в практике обучения физике домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.