Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Грибанова Малика Кюриевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Для всех детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихология - это наука о связи психических процессов с работой головного мозга, различных его отделов, с функционированием правого и левого полушария головного мозга.

Связь двух полушарий мозга очень важна. При нарушении этой связи у человека страдает координация движений (ходьба, работа двумя руками). На более высоком уровне не формируются связи между вербальным и невербальным, страдает процесс анализа информации, таким образом,

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи для обучающихся с ЗПР, не имеющих побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

В детском возрасте применяют две методики коррекции: двигательную и

когнитивную. Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе. К когнитивной сфере относятся высшие функции головного мозга: память, восприятие, мышление, речь, в дальнейшем — чтение, письмо, счёт. И именно эти функции развивает когнитивная коррекция через специальные упражнения.

Рассмотрим некоторые нейропсихологические упражнения :

  1. Упражнение "Корректурная проба" (улучшение концентрации внимания и развитие графической зоркости). Вариантов этого упражнения великое множество: вычеркиваются заданные буквы в течение определенного времени в печатном тексте; вычеркиваются те же буквы в письменном тексте. Например: если ребенок путает П – Б, то ему можно дать задание букву П обводить в кружок, а Б вычеркивать. "Корректурная проба с переключением": после условного сигнала (например стук карандаша) смена зачеркиваемой буквы
  2. Упражнение "Таблицы Шульте". Это упражнение для развития зрительной памяти и улучшения концентрации внимания. Это поиск цифр (букв) по порядку в одной из модификаций таблиц Шульте. Увеличению скорости распознавания букв (цифр) способствуют попеременная и синхронная с речью работа рук. Правила показа букв и цифр: показывать и называть буквы (звуки) и цифры в алфавитном порядке;
    работать попеременно обеими руками; показывать буквы (цифры) из правых колонок правой рукой; показывать буквы (цифры) из левых колонок левой рукой; показывать буквы (цифры) из центральной колонки любой рукой. Важно постоянное присутствие буквенной (цифровой) ленты в поле зрения ребенка: А Б В Г Д Е Ё Ж…..1 2 3 4 5 6 7 ….
  3. Упражнение "Лабиринты". В ходе игры развивается внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, произвольность, появляется упорство в достижении цели. Задача ребёнка – найти путь следования между двумя точками лабиринта. Лабиринты включены в систему обучения чтению, так как они помогают развивать навыки пространственной ориентации и являются средством профилактики "отзеркаливания" букв.
  4. Игра Memoryболее известна в России под названием "Найди пару". Мемори представляет собой набор из пар одинаковых карточек. Количество пар в наборе начинается, как правило, с двенадцати - версия для самых маленьких. А для тех, кто постарше, карточек больше, обычно раза в два-три.
  5. Упражнения наразвитие межполушарного взаимодействия, на развитие моторики и внимания. Обучающиеся прописывают или прорисовывают на листе бумаги узоры, буквы, цифры двумя руками одновременно. Если не получается сразу двумя руками, то начинают с ведущей руки.
  6. Упражнение "Звуковое лото" для детей бывает самое разнообразное. С помощью лото можно изучать цвета, буквы, животных, растения и многое-многое другое.
  7. Методика словесно-цветовой интерференции- "Тест Струпа" . Данный тест основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета(противопоставляется реальный цвет и его название).

Таким образом, при систематическом использовании нейропсихологических приемов отмечается повышение произвольного внимания и самоконтроля, восприятия, памяти. Улучшается мелкая моторика рук, формируются навыки чтения, что не только позитивно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение, коммуникативные навыки. 

Литература:

  1. Ахмадуллин Шамиль "Как развить внимание ребенка", ДЦРКС Шамиля Ахмадуллина, Тренажеры "Как развить внимание ребенка"
  2. Мамайчук И. И. "Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии". – СПб.: Речь, 2006.
  3. Порошина Е.А. О курсе "Нейропсихология детского возраста: диагностика и коррекция" https://www.youtube.com/watch?v=xmlcHSRhDwg