Ситникова Наталья Викторовна, учитель, ГБПОУ СО "КГТТ" Сп "Школа-интернат, реализующая АООП", Камышлов
Проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой, социально адаптированной личности будущего выпускника, наиболее остро встает на этапе реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение данной проблемы требует комплексной, систематической работы, обеспечивающей результативность освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, что невозможно без формирования познавательного интереса умственно отсталых школьников.
Трудности в усвоении учебного материала обучающимися с умственной отсталостью нередко приводят к снижению интереса к обучению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. В силу особенностей развития детей с умственной отсталость необходима совокупность направлений коррекционно-педагогической работы для формирования устойчивого интереса учебной деятельности.Поэтому для успешного овладения математическими знаниями необходимо постоянно пробуждать интерес к учебным занятиям, увлекать, мобилизовать внимание обучающихся, активизировать их деятельность.
Организация деятельности кружка по предмету является мощным стимулом формирования познавательного интереса и положительной мотивации обучения детей с умственной отсталостью.
В работе математического кружка можно выделить два направления. Первое в основном ориентировано на развитие мышления и формирование первоначального интереса к математике, второе на углубление знаний по математике и параллельно с этим на дальнейшую работу по развитию мышления.
На начальном этапе при организации математического кружка стоит задача заинтересовать обучающихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут. Количество участников кружка – 12 человек, состоящих из обучающихся 5-7 классов.
Для реализации деятельности разрабатывается адаптированная дополнительная общеразвивающая программа.
Актуальность программы кружка "Занимательная математика" определена тем, что школьники с нарушением интеллекта должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои индивидуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации программы является и стремление развить у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся с умственной отсталостью данной возрастной категории и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
К организации работы математического кружка привлекаются сами обучающиеся: изготавливают математическую газету для предметной недели математики и черчения, участвуют в проведении внеклассного мероприятия для обучающихся начальной школы, готовят небольшие сообщения по изученной теме, изготавливают модели геометрических тел и т.д. На занятиях математического кружка создается "атмосфера" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
Обучающиеся кружка "Занимательная математика" являются постоянными участниками не только школьных олимпиад по предмету, но и принимают участие в мероприятиях различного уровня. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.
Кружковая деятельность призвана пробудить интерес ребенка к математике и подарить ему радость насыщенного интеллектуального общения. В связи с этим материал кружковой деятельности носит познавательный, занимательный характер: игры, головоломки, задачи-шутки, математические турниры, кроссворды, шарады и многое другое призвано побудить обучающихся воспринимать математику, не как скучную науку, а как интересный, увлекательный способ организовать свой досуг.Для реализации принципа наглядности, используются видеосюжеты занимательного содержания, заставляющие детей размышлять, экспериментировать, искать способы совместного решения.
Таким образом, дополнительное образованиеобучающихся с умственной отсталостью является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету и формированию познавательной деятельности. А кроме того, организация работы кружка приносит большую пользу и самому учителю: чтобы успешно проводить кружковую работу, приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.