Повышение педагогической культуры родителей обучающихся с ЗПР посредством проектной деятельности

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "КШИ", Карпинск

"Каждой семье – педагогическую культуру" - это девиз становится определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди родителей детей с ОВЗ.

Минимум педагогических знаний, имеющийся в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Самое главное, что правильная, методически грамотно выстроенная позиция классного руководителя при работе с семьёй ребёнка с ОВЗ, позволит расширить пространство для повышения активности, мобилизации сил и возможностей родителей, для решения проблем обучения, воспитания и социализации в обществе своих детей. Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания обучающихся с ЗПР, классный руководитель должен провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Целью такой работы является формирование и расширение педагогического сознания родителей посредством повышения их воспитательного потенциала. Работа осуществлялась мною исходя из поставленных задач:

  • формирование у родителей интереса к себе как педагогу, воспитателю;
  • обогащение опыта родителей психологическими, педагогическими знаниями;
  • включение родителей в педагогическую деятельность (по самопознанию самообразованию, разрешению педагогических коллизий и т.д.) посредством участия в реализации проектов класса.

Так, проектная деятельность в нашем классе была осуществлена в форме исследований: "Мой род – моя гордость", "Наши прадеды в годы Великой Отечественной войны", "Моя малая родина" и другие. Родители совместно с детьми составили анкеты, где указали членов семьи до второго, третьего поколения, нарисовали генеалогическое дерево своего рода. Защита проекта состоялась на родительском собрании совместно с детьми, на котором провели викторину на знание семейных отношений. Также родители помогли ребятам провести исследование, где узнали, в какой форме принимали участие родственники их семей в годы Великой Отечественной войны. Защита проекта состоялось как публичное выступление, на котором обучающиеся зачитывали сочинения, демонстрировали фотографии прадедушек. Самый лучший проект класса, который был реализован с помощью мамы - "Спасибо прадеду за Победу!" - стал победителем Областного этапа Межрегионального конкурса творческих проектов обучающихся с ОВЗ «Моя семейная реликвия», проводимого в рамках Всероссийского форума "Крепка семья - крепкая Россия".

Обучающиеся класса совместно с родителями реализовали проекты, которые стали призёрами регионального интерактивного конкурса проектно-исследовательских работ обучающихся с ОВЗ «Страна открытий» и окружного конкурса исследовательских работ обучающихся с ОВЗ «Орешек знаний»: «Я и моя семья», «Родословная моей семьи» и другие. В ходе реализации проектов члены семьи становятся ближе друг к другу, родители лучше начинают понимать своих детей, их запросы и потребности.

Активное участие в проектной деятельности предполагает "педагогизацию" сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а также оценок, помогающих эффективно решать такие житейские задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращения отчужденности в отношениях со своими детьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.

Привлечение родителей на всех этапах реализации проектов (конечно, с учётом их индивидуальных способностей и возможностей) способствует сплочению детско-родительской группы класса, оптимизации взаимоотношений детей друг с другом, повышению педагогических и творческих знаний родителей, что в конечном итоге благотворно отражается на эмоциональном состоянии обучающихся.

Исходя из результатов работы, можно констатировать, что произошло повышение педагогической культуры родителей, возросло количество семей, принимающих участие в коллективных делах класса, школы, города, возникло плодотворное сотрудничество как результат сознательной, целенаправленной работы с родителями как равноправными участниками, заинтересованными в успешном воспитании собственных детей.