Подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к итоговой аттестации По предмету профильного труда "Швейное дело"

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Якимова Марина Владимировна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя - деятельностный подход в образовании. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность- это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой решаются задачи, направленные на подготовку выпускника к итоговой аттестации.

Организация элементов метода проектов на уроках профильного труда "Швейное дело", позволяет активизировать познавательно-практическую деятельность обучающихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность детям проявить свое творчество, фантазию, возможность реализовать свои способности. Проектная деятельность в образовательном учреждении реализующие адаптированные общие образовательные программы школе имеет свои особенности и подходы в организации. Обучающиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, поэтому педагог помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу. Формирует проблему и цели проекта. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и педагоги, и родители. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Опыт работы показывает, что применяя метод проектов на уроках швейного дела, можно подготовить обучающихся к успешной сдачи экзамена. Обучающиеся 9-го класса в течение года готовят свои творческие проекты: чертят, рисуют, кроят, шьют, вышивают, логически размышляют, опытно усваивая целый ряд знаний. Затем представляют свои проекты в ходе итоговой аттестации. Все выпускницы имеют навыки работы с компьютером, полученные на факультативе "Компьютерная грамотность". Информацию для проекта находили из источников Интернета дома с родителями, в школьной библиотеке. В целом над проектом учитель выступает в роли куратора, помогает ученикам в поиске нужных источников информации, сам является источником информации, координирует весь процесс, консультирует, стимулирует и поощряет деятельность обучающихся, следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Собирая, информацию для проекта, обучающиеся находят ответы на вопросы теоретической части экзаменационного билета, что очень важно для подготовки к экзамену. Получение хорошего для выпускника результата (результата работы над проектом) является сильной мотивацией для успешной подготовки и сдачи экзамена, а в дальнейшем - профессионального самоопределения.

 О степени готовности выпускника к итоговой аттестации можно судить по следующим результатам: качество знаний составило 100%, из них- 75% экзаменуемых соблюдали требования, предъявляемые к качеству выполненной работы, технологии выполнения, правилам безопасности труда и временным показателям; показали владение основными терминами, понятиями; давали полный самостоятельный ответ на вопрос билета; осознали социальную значимость полученных профессиональных навыков; 25% выпускников продолжили обучение в профессиональном образовательном учреждении

Таким образом, проектная деятельность является эффективной формой итоговой аттестации по профильному труду "Швейное дело".

Литература

  1. Давыдова О.И. Проекты в работе с детьми / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: Сфера, 2012.
  2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в коррекционной школе. – М.: Сфера, 2010.
  3. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)": приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1599/ Дата обращения: 15.10.2019.
  4. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2001.