Неустроева Наталья Владимировна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 15, Первоуральск
Появление на свет ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для его семьи. Трудности в воспитании «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Нередко родители впадают в отчаяние, испытывая страх и растерянность.
Со временем для родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) ведущей проблемой становится выбор учреждения, в котором ребёнок может получить образование, и выбор условий обучения. Актуальными являются вопросы: Как организовать обучение ребёнка? Какая форма обучения, адекватная возможностям ребёнка, может быть избрана?
Основная роль педагога в судьбе ребёнка с ОВЗ - прежде всего организация работы с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Как показывают исследования, практически все родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом трудностей: изолированность от родительской общественности, отсутствие контакта ребенка со сверстниками; отсутствие объективной картины учебного процесса в школе; нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Практика показывает, что родители детей с ОВЗ часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся. Поэтому главной целью в работе педагога с семьей ребенка становится – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизация ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением; а так же наставником при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи будут понимать и принимать политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвовать в ее реализации.
Основные направления сотрудничества педагогов ОУ с родителями:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, «круглые столы», тематические встречи)
- Вовлечение родителей в образовательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)
- Участие родителей в управлении образовательной деятельностью (участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ могут осуществляется через индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности.
- Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ:
- анкетирование (позволяет, выявить общий план семьи, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями);
- посещение семьи (информирование о пристрастиях ребенка и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности); - консультации, беседы (направлены на преодоление беспокойства родителей, боязни разговора о своем ребенке, способствуют созданию благоприятной атмосферы между родителями и учителем);
- письменное информирование родителей об успехах их детей ЧЕРЕЗ электронную почту. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения;
- проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс.
- Групповые и коллективные формы:
- родительские лектории, собрания, практикумы;
- обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса;
- совместные досуговые мероприятия (способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями);
- тематические консультации проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Иногда проводятся в режиме онлайн, используя Скайп.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ способствуют налаживанию взаимодействия между школой и семьей, повышают эффективность образовательного процесса детей с ОВЗ в семье и школе.
При планировании работы с семьями детей с ОВЗ эффективными являются следующие этапы:
- диагностика обучающегося ребенка с ОВЗ и его семьи;
- установка на совместную коррекционную работу, формирование целей и выбор методов;
- реализация коррекционной программы, в процессе которой идёт развитие познавательных процессов личности ребёнка, его социальной адаптации, обмен мнений с родителями об основных проблемах ребёнка, ознакомление с его достижениями, коррекция родительских позиций, обучение родителей правильным формам помощи ребёнку;
- оценка эффективности коррекционной работы, достижения положительных результатов.
Таким образом, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с особым ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.