Технологическая карта урока по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шарманова Елена Васильевна, учитель начальных классов, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск

С первых дней обучения в школе у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, не владеющих речью, можно наблюдать разнообразные психологические трудности при адаптации к школе. Дети не ориентируются в пространстве школы и класса, им не хватает опор для привыкания к учебному ритму школы, для выполнения последовательности совершаемых действий. Первоклассники затрудняются в выражении своих чувств и желаний. В одном случае это приводит к аффективным реакциям (агрессия, истерии) у детей, в другом – к отказу от общения. Коррекционно-педагогический процесс с такими детьми строится на использовании дополнительной коммуникативной системы общения.

Основной целью обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на начальном этапе является поиск альтернативных средств общения, которые позволят облегчить повседневную жизнь ребенка, помогут вступать во взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

В своей работе использую различные альтернативные средства общения, которые помогают в обучении неговорящих детей, имеющих особые образовательные потребности.

Альтернативная коммуникация (дополнительная, вспомогательная, тотальная) - это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить.

Мануальные знаки (жесты). К этой системе относятся жестовые языки глухих людей разных стран. Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Такие жесты чаще всего использую в своей практике.

Графические символы. Включают в себя все символы-изображения.

Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы). Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, которые образуют белый силуэт на черном фоне; слово написано белыми буквами над изображением.

Картиночные символы коммуникации, к которым можно отнести систему PECS (система обмена изображениями); коммуникативные доски, коммуникативные книги.

Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события.

При выборе средств коммуникации учитывались когнитивные, лингвистические, психосоциальные и моторные возможности обучающихся 1 класса. После определения, в какой степени ребенок понимает обращенную речь, может ли соотносить предметы и их изображения, для формирования альтернативной коммуникации мною был сделан выбор в пользу пиктограмм.

Все графические символы вводились в ежедневно повторяющихся ситуациях на уроках, во внеурочной деятельности.

 В начале учебного дня обучающимся сообщался распорядок дня, к доске прикреплялись соответствующие пиктограммы. Пиктограммы ещё раз пояснялись рассказом, что будет сначала, что потом. В конце каждого урока, внимание обучающихся обращалось на то, какой урок закончился, после чего переворачивалась карточка с его символом. После этого показывалась пиктограмма, обозначающая следующий урок.

Пиктограммами обозначались и реальные предметы. Обучающиеся с помощью учителя учились соотносить реальный предмет с его символическим обозначением.

Наблюдения показали, что для первоклассников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, не владеющих речью, особую трудность представляет выражение своих потребностей. Поэтому, важным в коррекционно-педагогической работе стало введение символов, обозначающих основные желания ребенка: пойти в туалет; хотеть пить, есть и др. В результате их использования, обучающиеся стали лучше ориентироваться в учебном процессе, в пространстве школы и класса. Это оказало влияние и на снижение аффективных реакций, связанных с непониманием, а значит и невозможностью участия детей в той или иной ситуации.

В таблице представлена технологическая карта урока "Речь и альтернативная коммуникация" с использованием пиктограмм с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе по теме "Домашние животные. Кошка" (новый материал).

Система уроков с использованием пиктограмм по программе учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" в 1 классе формирует коммуникативные и речевые навыки, расширяет жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Технологическая карта урока.doc)Технологическая карта урока.doc59 Кб