Дильман Марина Викторовна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время важнейшая социальная задача. Именно в дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.
Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Цель здоровьесберегающей технологии - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Отсюда вытекают основные задачи, которые ставит воспитатель в своей работе с обучающимися на первое место:
- сформировать у обучающихся представления и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни;
- сформировать представление о правильном питании, режиме питания, о пользе продуктов и витаминов;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- сформировать представление о влиянии позитивных эмоций на здоровье обучающихся;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки.
Большое оздоровительное значение в режиме дня обучающихся имеет прогулка. Ежедневно во время работы группы продленного дня для обучающихся организуется прогулка на свежем воздухе. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. Организованные игры на свежем - хороший отдых после уроков, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Немаловажную роль в формировании навыков здорового образа жизни играет реализация УМК «Разговор о правильном питании». Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Занятия, организованные в рамках реализации УМК «Разговор о правильном питании» преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:
- формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Главные персонажи - герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на следующие вопросы:
- Какие продукты полезны?
- Как правильно есть?
- Как сделать кашу вкусной?
- Что такое меню?
- Что надо есть, если хочешь стать сильным?
- Как вырасти сильным, красивым, здоровым?
На занятиях дети узнают о том, для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно накрыть стол; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.
Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
Реализация УМК «Все цвета, кроме черного» (М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А.Г. Макеева), направлена на формирование культуры безопасного и здорового образа жизни и профилактику вредных привычек у детей и подростков.
Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей: отношения со сверстниками и взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и так далее.
Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье. Обучающиеся учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтных ситуаций с окружающими, получают знания и навыки, связанные с предупреждением асоциального поведения.
Как воспитатель систематически провожу с обучающимися тематические беседы, конкурсы, направленные на сохранение и укрепление здоровья. В конце занятия детям выдаются памятки, брошюры по изучаемой тематике.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.
С родителями обучающихся проводятся различные профилактические беседы и лектории о сохранении и укреплении здоровья детей:
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
- Основы здорового питания.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
- Формирование у детей навыков личной гигиены.
Положительный воспитательный эффект имеют организованные совместно с родителями и обучающимися классные мероприятия. Участвуя в совместных мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, наблюдать физические возможности своих детей.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод:
- у обучающихся снизился уровень заболеваемости (пропусков уроков по болезни стало значительно меньше);
- организована двигательная активность, проявляется интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- у детей развиваются знания о гигиене школьника.
Таким образом, школа может и должна сформировать у ребёнка необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне», - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.
Литература
- Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! - СПб., 2000. - 16 с.
- Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / Волгоград: Учитель, 2007.
- Кузнецова Л.М. Современные особенности здоровья детей и подростков и их взаимосвязь с проблемами образования // Перемены, 2000.№2, С.148-149
- Тихомирова Л.Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учеб - метод. пособие. Ярославль, 2000.
- УМК «Все цвета, кроме чёрного» Безруких М.М, Филиппова Т.А, Макеева.А.Г.
- УМК«Разговор о правильном питании» Безруких М.М, Филипова Т.А, Макеева А.Г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 г.