Луканина Марина Александровна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Цель: сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил ПДД и ПБ, правил антитеррористической и компьютерной безопасности.
Задачи:
- сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил ПДД.
- сформировать у обучающихся основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний обучающихся о правилах пожарной безопасности.
- сформировать у обучающихся представления об антитеррористической безопасности.
- сформировать у обучающихся навыки безопасного использования сети Интернет.
- применять современные формы и методы обучения направленные на предупреждение несчастных случаев.
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей.
Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной.
Основными причинами детского травматизма являются несоблюдение правил дорожного движения и требований безопасного поведения детей и взрослых на дороге, несформированность ценностей здоровья и безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Высокий уровень детского травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения младших школьников основам противопожарной безопасности и дорожного движения.
Основная задача в формировании безопасного поведения у обучающихся - предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовать в связи с ними правильное (безопасное) поведение.
Одним из необходимых условий формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной деятельности является воспитание у них общепризнанных норм поведения.
В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.
По формированию навыков безопасного поведения проводится:
- работа с родителями;
- работа в классе.
Работа с родителями:
- Родительское собрание (совместно с ребенком заполнение безопасных маршрутов "Дом-школа" и " Школа-дом", использование светоотражающих элементов, по пути следования в школу и домой учить с детьми название остановок и номера транспорта).
- Общешкольное собрание (проводятся с привлечением инспектора ГИББД и пожарного инспектора).
- Самоконтроль в присутствии ребенка (соблюдать правила и показывать пример).
- Индивидуальные беседы (инструктажи, беседы с родителями о правилах противопожарной безопасности, чтобы проговаривали дома с детьми.).
- Беседы с родителями о контроле нахождения детей в сети Интернет (какие контенты просматривают, в какие игры играют и т.д.).
Работа в классе:
- Беседа по формированию у обучающихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил противопожарной безопасности (составление вместе с детьми памяток).
- Формирование у обучающихся представлений об антитеррористической безопасности (беседы, инструктажи).
- Проведение инструктажей( перед выходом в любую организацию).
- Творческие задания ( раскраски, изготовление плакатов, рисунки и т.д.).
- Правила движения закрепляем во время подвижных и настольных игр, таких как "Дорожные знаки", "Найди дорогу к дому", "Собери знак" и т.д.
- Чтение специальной литературы.
- Просмотр видеороликов( мультфильмы "Уроки тетушки совы", "Азбука безопасности" , фильмы)
- Дидактический материал( загадки Пети Светофорова).
- Проведение "Минуток безопасности".
Вывод: Систематическая целенаправленная деятельность по формированию безопасного поведения , способствует овладению обучающимися знаний и навыков, относящихся к охране жизни и здоровья.
Формирование безопасного поведения у обучающихся младшего школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях и ситуациях.
Можно выделить ключевые принципы формирования безопасного поведения у младших школьников:
- информирование обучающихся об ответственности в социальном и личностном плане;
- обсуждение различных моделей поведения и их последствий;
- вовлечение родителей в деятельность по сохранению и улучшению здоровья обучающихся.
Позволит сформировать у детей умения предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть действовать безопасно в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого.