Алифер Наталья Анатольевна, заместитель директора по ВР, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, формирования его жизненных компетенций особенно важно вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус.
Для решения этой важной задачи в ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2" организована внеурочная деятельность, которая дает возможность проявить детям свои лучшие качества, имеющиеся способности. Внеурочная деятельность в нашей школе организована в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и направлена на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Системно – деятельностный подход, который лежит в основе стандарта, может осуществляется через проектную деятельность обучающихся. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательных отношений: педагогов, специалистов, обучающихся, родителей (законных представителей).
Одной из ярких форм организации внеурочной деятельности являются общешкольные мероприятия в рамках воспитательной системы школы. На протяжении нескольких лет в нашей образовательной организации в течение учебного года реализуется школьный проект в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное. Содержание проекта обеспечивает реализацию нескольких направлений внеурочной деятельности с выделением приоритетных среди них. Участниками школьного проекта являются классные коллективы с 1 по 9 класс. Школьный проект реализуется с использованием технологии проектной и коллективной творческой деятельности, особенностями которых являются: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения.
Для реализации школьного проекта используются различные формы организации: викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, фестивали, проекты. Участникам Проекта предоставляется возможность попробовать и проявить себя в разных областях деятельности с учетом собственных интересов, возможностей, способностей.
В течение 2018-2019 учебного года внеурочная деятельность организована в рамках школьного проекта "Театр. Творчество. Дети", посвященного Году Театра. Цель проекта: создание условий для формирования нравственных качеств личности и воспитания эстетического сознания у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами мировой и отечественной культуры.
Школьный проект "Театр. Творчество. Дети" организован и проведен в 5 этапов.
Первый этап "Театр детям" включал в себя посещение учреждений культуры (театров, концертов, выставок, театральных уроков, встреч с артистами и деятелями культуры) в течение учебного года. В реализации данного этапа активное участие приняли обучающиеся, педагоги школы при помощи и поддержке родителей (законных представителей).
На втором этапе "Театральный калейдоскоп" состоялось знакомство с классными коллективами – участниками школьного проекта в творческой форме. Классные коллективы обучающихся 1-9 классов демонстрировали свое творчество, театральные умения и навыки, знание театральных жанров.
Третьим этапом школьного проекта стал общешкольный фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!". Фестиваль стал доброй школьной традицией, которую поддерживают коллективы школьников и педагогов на протяжении нескольких лет. Проведение общешкольного мероприятия способствует формированию школьного коллектива, воспитанию уважения к школьным традициям, единению коллектива обучающихся и педагогов. Огромную помощь в подготовке и проведении фестиваля оказали классные руководители 1–9 классов, воспитатели групп продленного дня, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, учителя–предметники, педагоги дополнительного образования. Особую заинтересованность проявили классные коллективы к выбору песни, истории ее создания, исполнению, созданию сценического образа, а также к созданию условий для формирования личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертый этап – конкурс "Портфолио обучающегося". Ежегодно в конкурсе принимают участие от 40 до 50% обучающихся с 1 по 9 класс, так как в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами портфолио является средством предъявления личностных результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. Экспертная группа, в состав которой входят педагоги, представители Совета старшеклассников, Совета родителей, определяют победителей в каждой параллели классов, все участники конкурса получают сертификаты за участие.
Деятельность обучающихся на пятом этапе была организована в форме викторины "Путешествие в волшебный мир театра". Вопросы викторины были подготовлены с учетом возрастных и познавательных возможностей детей. В ходе викторины помимо ответов на вопросы обучающиеся получили дополнительные знания об истории возникновения театра, жанрах театра, профессии актера, сказочных и литературных персонажах.
На протяжении всего школьного проекта было организовано взаимодействие образовательной организации с учреждениями культуры Новоуральского городского округа, Свердловской области. В течение учебного года дл обучающихся начальной школы был организован просмотр спектаклей МБУК "Новоуральский театр кукол" и МБУК "Театр музыки, драмы и комедии" по абонементам. Для обучающихся основной школы были организованы просмотры спектаклей в Екатеринбургском театре юного зрителя, МБУК "Театр музыки, драмы и комедии", проведен театральный урок "Зимний бал", организовано посещение выставки "Великая держава – великая культура", концертов.
На заключительном итоговом этапе школьного проекта "Театр. Творчество. Дети" классные коллективы представили творческие отчеты о проделанной работе за учебный год, а также итоговый продукт проекта в форме газеты, творческого буклета, видеофильма, слайд-шоу, презентации.
Успешная реализация проекта позволила получить следующие результаты:
- достижение обучающимися с ОВЗ личностных результатов освоения АООП;
- получение положительного социального опыта;
- создание единой психологически комфортной образовательной среды.
Хочется отметить, что школьный проект актуален и эффективен в организации внеурочной деятельности, который дает возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, разработанный и реализованный школьный проект "Театр. Творчество. Дети" способствовал расширению воспитательного пространства школы, успешной адаптации обучающихся с ОВЗ, выявлению и развитию интересов каждого ребенка, получению ими социального опыта, достижению личностных и метапредметных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.